Роль социального контроля в организационном управлении
В современном российском обществе в результате серьезных социально-экономических реформ в экономической и социальной системе трансформируется роль института социального контроля в организационном управлении.
Новые условия определили основной критерий успеха организации, которым является ее способность не только к обновлению продукции, но и к оптимизации системы управления и модернизации технологий социального управленческого контроля. Вопросы управленческой власти и социального контроля в организации продолжительное время исследовалась односторонне согласно современной российской социологической науке. Однако в последние десятилетия появились отечественные исследования, посвященные данным вопросам. В их контексте разрабатывается инновационный подход в социологической интерпретации управления посредством системной реализации процесса социального административного контроля.
Рассмотрим ключевые подходы в социологии управления, рассматривающие проблемы социального контроля в системе административного управления организацией.
Большинство ученых рассматривает технические парадигмы социального контроля в управлении, в котором задачи управления и его функции анализируются в рамках единой системы. Реализация властных функций и процесс разрешения управленческих задач анализируются в данном подходе как механизм достижения адаптации трудовой организации к изменениям, вызванным нестабильной внешней средой.
Социальный контроль, согласно данному подходу, является элементом механизма регулирования трудовых отношений и фактором борьбы с неустойчивостью, асоциальными явлениями, конфликтами интересов между участниками организационной деятельности.
Основные составляющие социального контроля
Социальный организационный контроль состоит из
- технической;
- административной;
- институциональной составляющих.
Технический контроль - основа социального организационного контроля. Данный вид контроля определяет для организации возможность не только результативно решать противоречия, возникшие в ее структуре, но и оказывает влияние на степень эффективности развития отдельных компонентов организационной системы. Технический контроль является дополнением к технической парадигме социально-политической концепции, развивает ее. Согласно данному подходу социальный административный контроль находит свое проявление в процессе одобрения или осуждения трудовых действий сотрудников со стороны властных структур внешней социальной среды, а также членов собственной администрации.
Административный контроль является социальным контролем, осуществляющимся в рамках, как отдельного общества, региона, муниципального образования, так и рамках конкретной организации. Данный подход изучает преобразование практик социального контроля в организации, доказывает, что для организации характерно ослабление тех или иных функций управления по причине усиления формального и неформального социального контроля, децентрализованного управленческого регулирования и самоконтроля отдельных работников. Объясняется рост значения неформальных норм, принципов, правил и процедур поведения трудового коллектива. В содержании рассматриваемого подхода проявляется важнейшая тенденция наполнения социального контроля демократическими принципами. В случае, если социальный контроль все более ориентируется на компромисс, то он становится более скрытым или незаметным.
Таким образом, социальный контроль координирует поведение членов трудового коллектива, повышает степень возможности достижения стратегических целей, оказывает влияние на стиль социального управления.
Формирование современной системы социального контроля в организации осуществляется в рамках развития инновационной организационной культуры. Для нее характерно преобладание ценностей самоконтроля, делегирование основных контролирующих функций системами центральной управленческой власти на средний управленческий уровень.
Рассматриваемый современный тип отражает культуру с высокой степенью привлечения всех работников к выполнению функций самоконтроля и самоуправления, способствующую созданию необходимых условий для саморазвития и непрерывного профессионального накопления интеллектуально-образовательного потенциала сотрудников организации.