Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социальный контроль персонала

Социальный контроль в сфере труда

Механизмы социального контроля в сфере труда обеспечивают организационно-трудовой характер.

В сфере труда социальный контроль преследует производственно-экономические и социально-гуманитарные цели, выполняет следующие функции:

  • развитие и стабилизация производства (поведение персонала контролируется исходя из взаимодействия с коллегами, результатов труда, производительности и т.д.);
  • морально-правовое регулирование (соблюдение во взаимоотношениях персонала норм морали и права);
  • экономическая ответственность и рациональность (контроль за сохранением собственности и имущества, использованием ресурсов, оптимизацией трудовых затрат);
  • физическая защита индивида (контроль за соблюдением нормативного рабочего времени, техники безопасности и т.д.).

О наличие социально-контрольных функций в организациях и учреждениях свидетельствуют процессы:

  • наблюдение за поведением персонала;
  • оценка поведения с точки зрения социальных норм;
  • введение санкций, как реакция на поведение.

В сфере трудовых отношений социальный контроль имеет сложную экономическую психологию, проявляющуюся в следующих аспектах:

  • персонал представлен различными субъектами, обладающими специфическими интересами и имеющими отличительные представления о дисциплине труда;
  • определенная дисциплина труда может выступать механизмом, ущемляющим экономические права одних индивидов и создающим привилегии другим;
  • экономические интересы могут быть реализованы при основательном контроле или урегулированы без контроля.
Замечание 1

Экономическая цена контроля и его отсутствия может быть различной. Несоблюдение правил безопасности при работе, сверхнормативное время работы ради заработка и во вред своему здоровью требуют необходимых контролирующих действий со стороны руководства.

«Социальный контроль персонала» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Виды социального контроля персонала

В сфере труда выделяют несколько видов социального контроля:

  • внешний,
  • взаимный,
  • самоконтроль.

Внешний, или административный контроль. Субъект находится вне контролируемой системы деятельности и отношений. Внешний контроль носит официальный характер, это самостоятельная и специальная деятельность, способствующая реализации функций контроля на профессиональном уровне. Недостатки административного контроля: не всегда является оперативным и всеохватывающим, возможно получение искаженной информации о поведении рядового персонала, проявляет признаки профессиональной некомпетентности.

Взаимный контроль. Проявляется, когда носителями социально-контрольных функций выступают субъекты организационно-трудовых отношений, имеющих одинаковый статус. Контрольные функции носят относительно постоянный характер, вероятность ошибок при нормативной оценке снижена. Взаимный контроль проявляется в виде оценочных отношений. Недостатки взаимного контроля: субъективные суждения относительно друг друга, предубежденность при оценивании трудового поведения.

Самоконтроль. Способ поведения субъекта трудовых отношений, проявляющийся в виде надзора за своими действиями. Контрольная деятельность со стороны руководства носит ограничительный характер. Самоконтроль дает чувство самостоятельности, свободы, личной значимости. Недостатки самоконтроля: заниженные социально-нормативные требования к себе, самоконтроль плохо управляем и предсказуем, зависит от состояния субъекта как личности.

Восходящий и нисходящий потоки контроля персонала

Замечание 2

В трудовых учреждениях и организациях присутствуют восходящий и нисходящий потоки социального контроля при которых персонал контролирует администрацию и наоборот. Иногда присутствуют элементы конкуренции в контроле, стороны стараются достигнуть в этой области преимущества или равенства во взаимоотношениях.

Руководство предприятий или организаций стремится противостоять контролю, ограничить его над собой, ввести активистов коллектива в заблуждение или дезорганизовать работу их служб.

Персонал, при наличии соответствующих солидарности и опыта могут с успехом осуществлять контроль над администрацией.

Руководство и персонал обычно стремятся к доверию и пониманию во взаимоотношениях.

Дата последнего обновления статьи: 06.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot