Социальный контроль в сфере труда
Механизмы социального контроля в сфере труда обеспечивают организационно-трудовой характер.
В сфере труда социальный контроль преследует производственно-экономические и социально-гуманитарные цели, выполняет следующие функции:
- развитие и стабилизация производства (поведение персонала контролируется исходя из взаимодействия с коллегами, результатов труда, производительности и т.д.);
- морально-правовое регулирование (соблюдение во взаимоотношениях персонала норм морали и права);
- экономическая ответственность и рациональность (контроль за сохранением собственности и имущества, использованием ресурсов, оптимизацией трудовых затрат);
- физическая защита индивида (контроль за соблюдением нормативного рабочего времени, техники безопасности и т.д.).
О наличие социально-контрольных функций в организациях и учреждениях свидетельствуют процессы:
- наблюдение за поведением персонала;
- оценка поведения с точки зрения социальных норм;
- введение санкций, как реакция на поведение.
В сфере трудовых отношений социальный контроль имеет сложную экономическую психологию, проявляющуюся в следующих аспектах:
- персонал представлен различными субъектами, обладающими специфическими интересами и имеющими отличительные представления о дисциплине труда;
- определенная дисциплина труда может выступать механизмом, ущемляющим экономические права одних индивидов и создающим привилегии другим;
- экономические интересы могут быть реализованы при основательном контроле или урегулированы без контроля.
Экономическая цена контроля и его отсутствия может быть различной. Несоблюдение правил безопасности при работе, сверхнормативное время работы ради заработка и во вред своему здоровью требуют необходимых контролирующих действий со стороны руководства.
Виды социального контроля персонала
В сфере труда выделяют несколько видов социального контроля:
- внешний,
- взаимный,
- самоконтроль.
Внешний, или административный контроль. Субъект находится вне контролируемой системы деятельности и отношений. Внешний контроль носит официальный характер, это самостоятельная и специальная деятельность, способствующая реализации функций контроля на профессиональном уровне. Недостатки административного контроля: не всегда является оперативным и всеохватывающим, возможно получение искаженной информации о поведении рядового персонала, проявляет признаки профессиональной некомпетентности.
Взаимный контроль. Проявляется, когда носителями социально-контрольных функций выступают субъекты организационно-трудовых отношений, имеющих одинаковый статус. Контрольные функции носят относительно постоянный характер, вероятность ошибок при нормативной оценке снижена. Взаимный контроль проявляется в виде оценочных отношений. Недостатки взаимного контроля: субъективные суждения относительно друг друга, предубежденность при оценивании трудового поведения.
Самоконтроль. Способ поведения субъекта трудовых отношений, проявляющийся в виде надзора за своими действиями. Контрольная деятельность со стороны руководства носит ограничительный характер. Самоконтроль дает чувство самостоятельности, свободы, личной значимости. Недостатки самоконтроля: заниженные социально-нормативные требования к себе, самоконтроль плохо управляем и предсказуем, зависит от состояния субъекта как личности.
Восходящий и нисходящий потоки контроля персонала
В трудовых учреждениях и организациях присутствуют восходящий и нисходящий потоки социального контроля при которых персонал контролирует администрацию и наоборот. Иногда присутствуют элементы конкуренции в контроле, стороны стараются достигнуть в этой области преимущества или равенства во взаимоотношениях.
Руководство предприятий или организаций стремится противостоять контролю, ограничить его над собой, ввести активистов коллектива в заблуждение или дезорганизовать работу их служб.
Персонал, при наличии соответствующих солидарности и опыта могут с успехом осуществлять контроль над администрацией.
Руководство и персонал обычно стремятся к доверию и пониманию во взаимоотношениях.