Общие сведения
Большая социальная группа является количественно неограниченной общностью людей, выделяемой на основании разнообразных социальных признаков — классовых, демографических, партийных, национальных. В больших группах образуются культурные ценности, разрабатываются традиции, социальные базовые ценности — идеология.
Социальная связь в крупных социальных группах осуществляется средствами массовой коммуникации.
Реорганизация начальной диффузной социальной общности в объединение взаимно действующих и взаимно зависимых лиц именуется группообразованием. Возникновение социальных групп имеет связь с потребностями социума. Но мотивация вхождения в группу отдельных ее членов, образование норм и ценностей, функционально-ролевой структуры, поведенческих стереотипов — явления психологические и социальные.
Проблематика
К социально-психологической проблематике функционирования малой группы отнесены:
- механизм группообразования, адаптации личностей в группе;
- лидерство и руководство;
- принятие групповых решений;
- образование норм (формирование ценностей группы, поведенческих правил, разработка группового мнения);
- образование ролевой и функциональной структуры группы;
- групповая дифференциация и интеграция: стабилизация отношений между личностями, сплоченность группы, которая обеспечивает ее устойчивость;
- групповые санкции и контроль.
Жизненная деятельность группы охарактеризована групповой интеграцией и дифференциацией: стабилизацией отношений между личностями, интеграцией группы, которая обеспечивает устойчивость группы, и персонализированной специализацией межличностных и деловых отношений.
Различные группы могут находиться на качественно различных уровнях социального развития. Уровень группового развития может быть определен уровнем опосредованности межличностных отношений общими социальными ценностями. В развитой социальной группе — коллективе — индивидуальные ценности и цели совпадают с общими социальными — образуется эффект групповой сплоченности на основе общих признанных ценностей.
Особенности
В любой группе социума существует схема по взаимодействию ее членов, зависимо от их положения в группировке. Иерархия взаимных отношений членов социальной группировки именуется групповой дифференциацией.
Любой член группы занимает в ней конкретное положение, то есть обладает групповым статусом. Авторитет и престиж индивида находятся в зависимости от соответствия его поведения групповым надеждам — экспектациям, то есть требованиям, предъявляемым к выполняемой им роли в социуме.
Социальная роль является общественно санкционированными способами осуществления социального функционала личности (роль врача, учителя, следователя и т. д.). Большая часть ролей в социуме регламентирована общепринятыми нормами. Но и они не могут охватывать всего многообразия правильного человеческого поведения в разнообразных жизненных ситуациях.
Базовый направляющий механизм поведения человека заключается в его жизненной позиции — ценностном отношении к разнообразным значимым в социуме явлениям, выполняемым индивидом социальным ролям.
Дифференцируют следующие типы социальных ролей:
- институциональные, то есть закрепляемые актами права, четко регламентированные (роль судьи, судьи, директора компании);
- конвенциональные, то есть неформальные роли, но исполняемые по общим принятым правилам (роль студента, учителя, солдата, офицера, матери, отца, сестры, брата и т. д.);
- межличностные, то есть человеческая роль в разнообразных неформальных межличностных взаимных связях (роль хорошего человека, друга, авторитетного человека, соперника и т. д.).
Владение ролевыми требованиями и способами по их осуществлению является основой личностной социализации. Качества личности, которые необходимы для исполнения разнообразных социальных ролей, — социальные личностные способности. Ролевое поведение определено пониманием и принятием роли какой-либо личностью, то есть выражением отношения личности к собственным социально-ролевым обязательствам и ее психофизиологическими возможностями.
Любая социальная роль обладает определенной общественной ценностью, престижностью. Социальная роль имеет связь с общественным статусом ее исполнителя. Но между социальной ролью и статусом не может быть абсолютного совпадения. Социальная человеческая значимость определяется тем, как он исполняет собственную роль, социальный долг. В ролевом поведении проявлена социальная личностная идентификация, ее самостоятельное отнесение к конкретной социальной группировке (солдат, рабочий, ученый, учитель). Каждая социальная роль задается общественно разработанными требованиями; выполнение же роли индивидуализировано.
Каждая социальная роль осуществляет конкретные социальные ценности. Но у любой личности собственное понимание таких ценностей. Какие-либо явления обретают значимость в контексте выполняемой личностью роли в социуме. Так, роль водителя транспорта требует останавливать транспорт при появлении красного сигнала светофора. Для него безопасность дорожного движения является социально-ролевой ценностью. Но при необходимости задержания опасного преступника водитель полицейского автомобиля может пренебрегать такой ценностью для реализации иной социальной ценности. Выполнение любой новой социальной роли имеет связь с перестройкой системы ценностного ориентира личности. Продолжительное выполнение социальных ролей ведет к образованию соответственных социальных установок и стереотипов поведенческого характера.
В иерархии разнообразных социальных ролей, каждый день исполняемых человеком, определенные роли обладают для него преимущественным значением. Эти ведущие роли и задают определенный стиль поведения личности.