Исследование субкультуры в России
На Западе исследования молодежных субкультур начались еще в 50-е годы 20 века. Но отечественные социологи заинтересовались данной темой лишь в конце 80-х годов 20 века, то есть спустя практически 30 лет.
В 2000-е годы, когда на улицах России стали появляться представители различных неформальных объединений – эмо, готы, - исследовательская активность в данном вопросе усилилась еще больше. Некоторые ученые стремились прояснить не только понятие «субкультура» в рамках российских реалий: для них было важно определить субкультурные характеристики молодежи в рамках отдельных регионов. Это обусловлено тем, что Россия – самая большая страна мира, и как на ее территории распространены те или иные молодежные течения – вопрос очень интересный и важный.
Успех исследований в данной области подтверждает их многообразие. Наиболее известными являются исследователи НИЦ «Регион», который располагается на базе Ульяновского государственного университета. Внимание к субкультурам молодежи на региональном уровне проявляются исследователи из Санкт-Петербурга, Москвы. Что касается других авторов, то они стремятся описать большой объем очень разнородного материала, который сгруппирован на основе территориальной ориентации, и это очень актуально, учитывая обширность российской территории.
Авторы трактуют субкультурные феномены как присущие всем молодым россиянам, которые находятся на стадии поиска самих себя, еще формируют свои потребности и интересы.
В России нельзя однозначно говорить о доминировании какой-либо одной субкультуры, поскольку в различных регионах, городах и краях одни субкультуры более обширны, а остальные представлены меньшинством, причем в такой степени, что о них и их существовании может быть практически ничего неизвестно.
Специфика российских молодежных субкультур
В определении специфики российских субкультур в сравнении с западными, их состоянии и перспективах развития и распространения важную роль играют несколько основных факторов:
- Во-первых, социальная и экономическая неустойчивость, которая присуща всему российскому обществу уже на протяжении двух десятилетий (после распада Советского Союза). Среди молодежи очень много безработных, чье положение очень неустойчиво. Для многих основная проблема – найти средства для выживания, и она более актуальна, чем потребности, которые могут быть реализованы в формах молодежных субкультур. Таким образом, для российской молодежи в приоритете найти работу или любой источник заработка, чем искать себя, своих единомышленников и поддержку в рамках неформальных групп.
- Во-вторых, еще один фактор – особенности социальной мобильности, которая присуща российскому обществу. Опять же, после распада СССР каналы, которые отвечают за восходящую мобильность, претерпели значительные изменения. Теперь молодежь имеет возможность достигать успеха и занимать более престижное положение в обществе, не затрачивая на это много времени. К тому же, молодежи стало меньше интересно высшее образование: сегодня мы нередко можем услышать, что получение образования и обучение в университете – это скорее помеха при трудоустройстве. Но сейчас появилась тенденция к деформации этого мнения: теперь диплом о высшем образовании для многих – это гарантия трудоустройства и личного жизненного успеха, поэтому сегодня конкуренция за места в университете усилилась. К тому же, для юношей поступление в университет имеет еще один немаловажный стимул: сегодня меньшей популярностью обладает служба в армии, поэтому юноши стремятся поступить в университет, чтобы получить отсрочку.
- Третий фактор – аномия, которая рассматривается как категория Дюркгеймовского учения. Общество потеряло практически все нормативно-ценностные основания, которые раньше были необходимы для того, чтобы поддерживать в социуме социальную солидарность, а также обеспечивать идентичность, толерантность и гуманное отношение друг к другу. Как отмечают некоторые авторы, именно в молодежной среде аномия приводит к парадоксальному во всех смыслах сочетанию актуальных оценок происходящее и тех глубинных ценностных предпочтений, которыми обладают представители молодежи, но не могут до конца реализовать по причине недостатка средств и знаний.
Все эти факторы и обстоятельства имеют прямое отношение к специфике, которой обладают молодежные субкультуры, действующие на территории Российской Федерации. Авторы попытались выявить черты, которые свойственны различным субкультурам и неформальным организациям, которые действуют в молодежной среде, и пришли к следующему выводу: современная молодежная субкультура, которая представлена в России, имеет отношение к криминалу.
Таким образом, субкультура криминала стоит в одном ряду с субкультурами, на которые оказывает влияние западная молодежная мода; с феноменом романтической компенсации повседневной рутины (эксперименты в неформальной группе, поиск приключение, примерение на себя несвойственных ролей и статуса), а также с воспроизводством некоторых основных черт, которые присущи советскому прошлому, но все еще пользуются популярностью в связи с тем, что субкультура опирается на уже проверенный опыт прошлого.
Как мы отметили, в России субкультуры крайне криминализированы. Это связано с тем, что подростки, которые составляют большую часть неформальных объединений, в большей степени имеют неустойчивое положение. Мало кто из них имеет реальные возможности трудоустройства, а стремление уйти от опеки родителей предполагает самостоятельность не только в поступках, но в большей степени в экономической сфере. Поэтому подростки, объединяясь в группы, начинают совместный поиск дополнительного заработка. Отсюда попрошайки, малолетние воры и преступники. Они редко задумываются о настоящих последствиях своей деятельность, а чувство безнаказанности подпитывается и тем, что совершают они свои деяния не в одиночку, а вместе с друзьями.