Школа как культурное пространство
Образовательная среда сегодня – это один из наиболее значимых сегментов культуры российского общества. Он переживает активные изменения, которые свойственны общественной и культурной жизни общества в целом. Школа – это обязательный социальный институт, в рамках которого ребенок получает наиболее общие представления об устройстве мира, о культурных ценностях, а также о том, что в обществе считается нормой.
Культурное пространство школы – это та сфера, где педагоги могут реализовывать свою воспитательную функцию. Она включает в себя следующее:
- Овладение воспитанниками знаний о личностных качествах, как своих, так и окружающих людей;
- Формирование у воспитанников потребностей в выработке того или иного личностного качества, от характера которого будет зависеть направленность деятельности ребенка;
- Формирование умений и навыков, а также привычек в поведении человека, которые затем повлияют на его жизнь уже в более зрелом возрасте.
Культурно-образовательное пространство школы – это целая развивающая структура, которая включает в себя элементы, используемые для освоения гуманистических ценностей и их последующей передачи (трансляции). По сути, пространство школы служит тем самым необходимым источником развития личности, общности детей как образца наиболее успешного разрешения актуальных проблем общества, а также жизненных задач. Участники культурного пространства школы – педагоги, школьные психологи – целенаправленно стимулируют развитие личности, помогают ребенку определиться с возможными путями по последующему саморазвитию, а также организуют творческое пространство.
Если в рамках младшей школы ученики представляют из себя однородную образовательную среду, то, становясь старше, вступая в подростковый период, дети стремятся выбрать особые пути по проявлению себя, своего внутреннего творческого потенциала. Таким образом, в средней школе и в старших классах они увлекаются субкультурными течениями и сами становятся членами неформальных объединений. В таких условиях немаловажной становится нацеленность на воспитание более толерантного отношения учащихся друг к другу, умения уважать выбор своего одноклассника или другого ученика. На почве своего пристрастия к субкультуре дети могут стать «изгоями» в собственном классе, поскольку одноклассники могут не разделять их увлечений и интересов, и даже обвинять в том, что они не такие, как большинство.
Субкультуры в школьном пространстве
Все субкультуры – это замкнутые образования, в которые входят только посвященные в их идеологию и смысл люди. Подростки стремятся стать частью какой-либо субкультуры, поскольку считают это престижной возможностью быть «выше, чем остальные». Их привлекают символы и знаки субкультур, стиль одежды, манера поведения, которая выделяет их из общей массы.
Сегодня в рамках образовательных учреждений (преимущественно, в школах) существует несколько видов неформальных объединений:
- Объединенные общей любовью к одному и тому же музыкальному жанру (музыкальные фанаты, транс культуры, рокеры и металлисты, рэперы и панки);
- Объединенные особым мировоззрением и идеологией, а также общим образом жизни (индианисты, хиппи, растаманы и готы);
- Объединенные общим видом спорта – байкеры, спортивные и футбольные фанаты, скейтеры и роллеры;
- Объединенные любовью к различным компьютерным играм – ролевики, геймеры и толкиенисты;
- Объединенные компьютерными технологиями – хакеры, юзеры;
- Объединенные одними и теми же религиозными предпочтениями – секты, сатанисты, кришнаиты, индианисты;
- Объединенные враждебным отношением к какому-либо народу, этносу или расе (расисты, скинхеды, гопники и люберы).
В современных школах все эти виды субкультур объединяются в четыре ключевые группы: респект, эпатажные, радикальные и компьютерный андерграунд. Каждая субкультура несет в себе определенные ценности, присущие отдельной локальной социальной группе, которая существует в школе. Преимущественно из-за представлений подростков о лидерстве субкультуры обычно соревнуются друг с другом, а их представители могут проявлять явную агрессию в отношении противоположных субкультур. Отличаются субкультуры преимущественно своим внешним видом, но в подростковом возрасте дети также очень тонко чувствуют и идеологические составляющие. Например, если в рамках субкультуры (например, эмо) представители должны испытывать печаль и депрессию, то подросток буквально воспримет данную идею. Он в действительности проникнется этим, что может быть опасно для его психического здоровья.
В школе, тем не менее, несмотря на изобилие неформальных субкультур, дети все же чувствуют себя очень ограниченными. Во-первых, из-за школьного регламента. Если их внешний вид не вписывается в установленные рамки, то он может получать регулярные выговоры и наказания со стороны руководства образовательного учреждения. Во-вторых, это осуждение со стороны других детей и подростков. Школьная среда, несмотря на ее структурированность, очень агрессивна, а дети могут очень жестоко относиться друг к другу. Зависит, это, конечно же, от первичной социализации, а также от того, какие основы отношения к другим людям закладываются в семье. К тому же, очень важно, что в целом в нашей стране восприятие тех, кто не похож на нас – это очень острая проблема. В данном случае необходимо воспитание гуманности и толерантного отношения к представителям субкультур, а также регуляция их поведения и деятельности со стороны руководящих структур.
В рамках школы ребенок, который приобщился к субкультуре, должен наблюдаться психологами и преподавателями. Одна из причин того, что дети становятся частью неформальных объединений – это одиночество, которое они испытывают в рамках собственной семьи и среди одноклассников. Поэтому, в поиске поддержки и единомышленников, они становятся членами неформальных объединений, принимают их правила и ведут себя в соответствии с установленными неформальными нормами.