Влияние субкультур на моду
Субкультуры оказывают сильнейшее влияние на моду, и этот факт невозможно опровергнуть. Важную роль в развитии различных модных течений и стилей сыграли разнообразные субкультурные направления: глэм-рок, панк и хип-хоп, а также buffalo 80-х годов и последовавший за ним гранж, который был особенно популярен в 90-е годы, а затем вернулся в 2010-2015 гг. Очень большое количество дизайнеров, которые активно занимались изготовлением одежды и модных аксессуаров в 60-е годы, да и по сегодняшний день находили и находят вдохновение в стилях, которые развиваются в отдельных сообществах.
Сообщества, о которых мы ведем речь – это субкультуры. Они объединены различными элементами, которые делают их отличными от других субкультур и неформальных объединений. К числу таких элементов относятся:
- Культурный код;
- Идеология;
- Внешний вид.
Именно по этим признакам объединять людей всегда стремилась мода как социокультурный феномен и относительно новый социальный институт. Сейчас же в ход идут совсем неочевидные примеры, о которых известно не каждому, но которые оказали особое влияние на сегодняшние тенденции в сфере модной индустрии. В целом, в результате значительного количества исследований в рамках моды, а также ее соотношения с неформальными субкультурами ученые пришли к выводу, что многие модные направления берут свое начало именно из субкультур. В следующей части данной статьи мы перечислим некоторые субкультуры, которые в особой степени сыграли свою роль в том, что сегодня мы называем «последним писком моды», и что может быть не просто модным аксессуаром, но также и отличительным признаком какой-либо известной или малоизвестной субкультуры.
Характеристика субкультур и их значение в модной индустрии
Первая субкультура, о которой мы поговорим – чоло. Корнями она уходит к молодому поколению переселенцев, которое было вынуждено мигрировать из Мексики в Соединенные Штаты Америки поколение-два назад. Изначально термин «чоло» использовали для того, чтобы обозначить местное население, проживающее на территории Южной и Центральной Америки. Но чуть позже – примерно в 60-е годы 20 века «чоло» стали называть рабочий класс живущих в США мексиканцев и некоторых представителей образовавшегося движения за гражданские права мексиканцев – Chicano Movement. Как субкультура, чоло взяла некоторые черты от андерграунда, поэтому представители чоло очень привержены золотым украшениям.
ЛГБТ-хип-хоп (иными словами, хомо-хоп) – субкультура, появившаяся на заре 90-х годов в Калифорнии. Изначально этот термин использовали для обозначения ЛГБТ-представителей, которые присутствовали на хип-хоп сцене, но его не соотносили с отдельным музыкальным направлением. Но новое поколение хип-хоперов перестало скрывать неетрадиционную сексуальную ориентацию (например, Фрэнк Оушен). Некоторые рэп- и хип-хоп исполнители выступали в юбках, чтобы поддержать некоторое равноправие, а женщины не стеснялись надевать микрошорты и велосипедки, чтобы показать дискриминацию маскулинности в целом, и в частности в хип-хопе.
Кэжуалы – это субкультура, сформировавшаяся в британском сообществе в 80-е годы. В тот период футбольные фанаты отказались от привычной им фанатской униформы и начали облачаться в дизайнерские вещи, а также в спортивную одежду дорогих марок, чтобы не привлекать внимание полиции. Поскольку кэжуалы собрали в себе часть предыдущего субкультурного наследия, они создали собственную визуальную формулу успеха. Так появились джинсы прямого кроя фирмы Fiorucci, кроссовки Adidas, Gola, а также фирмы Puma. Очень популярны что тогда, что сейчас рубашки-поло от Lacoste и кардиганы марки Fabricci.
Неоднократно исследователи подчеркивали, насколько сильно спорт оказывает влияние на современную моду. Те вещи, которые изначально были востребованы среди приверженцев занятий в фитнес-клубах, сегодня вполне органично вписываются и в городскую среду. Каблуки теперь менее популярны, ведь им на смену приходит более комфортная обувь – кроссовки или слипоны. Таким образом, спортивные субкультуры («зожники») стали оказывать очень сильное влияние на видение моды у известных модных дизайнеров и модельеров. Отголоски спортивной тематики появились в некоторых коллекциях от Габриэль Шанель (материал джерси и многие модели, которые были вдохновлены теннисной формой), Эльзы Скиапарелли (коллекция Pour le Sport).
В разные промежутки времени спорт становился важной и модной частью образа жизни городского человека. Люди сначала заинтересовывались в аэробике, затем в джоггинге, но не только потому, что это было полезно, а потому, что скорее это выглядело модно и соблазнительно. В сфере модного дизайна создатели стали использовать такие нетипичные для них материалы, как лайкра, флис, махра, полиуретан, парашютная ткань. Девушки носили пластиковые козырьки, но уже в качестве модного аксессуара. Цикличность моды приводит к тому, что многие тенденции повторяются и сегодня. Это связано с тем, что старые веяния перерабатываются, адаптируются под требования современности и возвращаются, но уже в совершенно новом виде.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что субкультуры действительно оказали особое влияние на модные течения, которые сформировались в 50-60-е годы 20 века. Знаки и символы субкультур медленно перекочевали в модную индустрию, и, вероятнее всего, прославились именно благодаря им, а не известностью в субкультурных и неформальных кругах.
В целом, влияние можно охарактеризовать как взаимное. Субкультура создает тенденции и веяния для моды, а мода в свою очередь создает такую одежду и аксессуары, которые пользуются спросом среди представителей различных субкультур. Так возникло понятие «мода субкультуры» - совокупность тех отличительных черт в одежде и внешнем облике, которые характеризуют конкретное неформальное объединение. Сегодня это так же ярко выражено, как и 50-60 лет назад, но представляется в уже в более современном виде.