Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Субкультура в социологии

Субкультура в работах Д. Рисмена и Ф. Тенбрука

Замечание 1

Понятия «субкультура» и «неформальное объединение» являются равноценными. Еще в 1950 году термин «субкультура» был впервые введен довольно известным американским исследователем в области социологии Дэвидом Рисменом.

В его исследованиях субкультура выступает в виде группы людей, ориентирующихся прежде на те нормы, идеалы и ценности, которые поддерживаются меньшинством. Поэтому эти люди зачастую не принимаются остальным обществом, и в какой-то степени могут стать «изгоями». Но этого не происходит, поскольку те традиции и идеи, которые отпечатываются в их сознании – чаще всего то, к чему стремится практически каждый человек, но боится признаться в этом сам себе. Лишь закрывая глаза на страх осуждения, люди примыкают к субкультурым группам, тем самым увеличивая их численность и, как следствие, значимость.

Особую значимость в период исследований, которые проводил Д. Рисмен, имела музыка, что он неоднократно отмечал в своих работах. Например, в одной из статей под названием «Слушая популярную музыку», которая вышла в 1950 году, он обозначил очень важные различия, которые присутствовали между двумя отдельными группами:

  1. Некритичная группа;
  2. Субкультурная группа.

Одну группу представляло молодежное большинство, которое потребляет массовую музыку, и при этом не относится к ней некритично. «Плохая» музыка отличается от «хорошей» лишь тем, что плохие композиции не попадают в популярные хит-парады, а хорошая всегда находится на вершине. Что касается вторую группу, то ее составляет меньшинство – так называемые «миноритарные группы». Для них музыка была тем самым средством, благодаря которому можно было выразить свое недовольство текущей ситуацией в обществе, социальным порядком. У таких людей был свой жаргон, ценности и особое мировоззрение. Музыкальный выбор был также более обоснован: например, в эпоху, когда рок-н-ролл еще не оформился как музыкальный стиль, такие люди увлекались джазом, поскольку изначально он был символом «угнетенного меньшинства».

«Субкультура в социологии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Еще один зарубежный исследователь – немецкий социолог и философ, а также автор теории репрезентативной культуры личности Фридрих Тенбрук (1919-1994 гг.). В его трудах прослеживается очень важный элемент теории репрезентативной культуры личности. Она связана с субкультурой тем, что, по сути, репрезентация выступает в качестве одной из функциональных составляющих неформальных объединений в современном обществе. Как отмечают многие исследователи, среди которых Р.В. Сундуков, практика репрезентации – это ключевой и важнейший процесс в так называемом «культурном круговороте».

Сам Ф. Тенбрук отмечает, что культура является социальным фактом, поскольку она репрезентативна. То есть, она производит идеи, ценности и значения, которые двойственны в силу их фактического признания. Отсюда следует и следующий вывод автора о том, что репрезентативная культура способна охватывать всю ту систему убеждений и представлений, из которых складывается общая картина мира и идеология. Все это оказывает влияние на социальные действия групп. Социальные группы, в свою очередь, могут или очень активно воспринимать все эти представления и идеи, или же пассивно наблюдать со стороны, но не становиться их непосредственными потребителями и участниками.

Замечание 2

Человек, по мнению Ф. Тенбрука, изначально зависит от социального действия, и выступает в качестве культурного существа, стремящегося выявить свои практические потребности посредством истолкования действительности.

В данном случае репрезентативная культура выступает в качестве практического условия социальных действий (идеи, замысла, мифа, стереотипа). По сути, культура интерпретирует действительность, пропускает ее через себя, в результате чего действие обретает смысла, устойчивую позицию в мировоззрении личности.

Связь субкультуры и репрезентации

Репрезентация как способность человека воспроизвести увиденное и услышанное, относится не только к языковым высказываниям, но и, в нашем случае, применяется для того, чтобы происходил символический обмен между представителями разных культур. Также она выступает как часть создания и обновления моделей социального действия и его контекстов.

Социальным действием оперируют социальные объекты и субъекты, то есть все участники символического и культурного обмена. Если соотнести понятие «репрезентация» с субкультурой, то можно сказать о том, что, относясь к какому-либо течению, человек становится его представителем. Благодаря атрибутике, символам, стилю в одежде и манерам поведения он как бы демонстрирует остальному обществу свою принадлежность к неформальной организации, являясь транслятором ее ценностей всем остальным.

В репрезентации важны как символы и языковые особенности, так и все социальные преобразования информации, а также институциональные ограничения.

Замечание 3

По сути, репрезентация – это представление, и оно должно вписываться в социальные рамки, для того, чтобы не нарушать общественные нормы. Тем не менее, когда репрезентация касается представителей субкультур, то здесь в какой-то степени происходит сокращение их свободы, потому что, как мы указали ранее, субкультуры могут быть как социальные, так и асоциальные. Соответственно, зачастую их интересы и внешние данные, а также внутренние установки не соответствуют общепринятым, и процесс репрезентации затрудняется.

Ф. Тенбрук определяет репрезентативность культуры следующим утверждением:

«Культура репрезентативна, то есть производит идеи, значения и ценности, которые действенны в силу их фактического признания».

Таким образом, не всякое действие или явление может стать репрезентативным: оно должно использоваться человеком, осознаваться им, он, в известной степени, должен стать и инициатором, и главным действующим лицом, чтобы идея отразила его внутренний мир.

Далее автор конкретизирует свою мысль, заявляя, что репрезентативная культура охватывает те убеждения, представления, картины мира, идеи и идеологии, которые влияют на социальное действие, так как активно разделяются и пассивно принимаются.

Дата последнего обновления статьи: 11.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot