Понятие о средней школе как социальном институте
Школа как социальный институт – это общественно-государственная система, которая призвана удовлетворять существующие социальные и образовательные запросы, возникающие у общества, государства и отдельно взятой личности.
Помимо общепринятого представления о средней школе, как об источнике необходимых знаний о человеке, природе, общественной жизни, ее также можно рассматривать и как специально организованное культурно – образовательное пространство, воздействие которого способствует личностному и профессиональному росту учителей, а также всестороннему развитию личностей учеников и их родителей.
Таким образом, можно говорить о том, что средняя школа имеет своей целью всестороннюю подготовку человека к общественной жизни, к обдуманному выбору будущей профессиональной деятельности, к успешной самореализации и готовности к непрерывному саморазвитию.
Средняя школа, выступая в качестве развивающей системы, способствует сохранению того лучшего, что было создано предыдущими поколениями, и трансляции этого достояния будущим поколениям в процессе реализации воспитательно-образовательной деятельности. Составляющими элементами данной деятельности являются непосредственно процесс обучения, воспитательная работа как в урочной , так и во внеурочной деятельности.
Основные принципы государственной политики в области образования на уровне средней школы.
На современном этапе развития средняя школа как социальный институт является образовательно-воспитательным учреждением, которое функционирует в соответствии с положениями Закона РФ «Об образовании». Построение ее основной деятельности опирается на следующие принципы государственной политики в области образования:
- Принцип гуманистического характера образования, который делает основной акцент на необходимости признания главными ориентирами образования общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности, воспитание у обучающегося гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- Принцип единства федерального культурного и образовательного пространства, стремление к защите и развитию национальной культуры, традиций и особенностей жизненного уклада разных народов в условиях многонационального государства;
- Принцип общедоступности образования, адаптивности его системы и образовательных программ к меняющимся условиям образования и существующим уровням развития и подготовки учащихся;
- Принцип светского характера образования, заключающийся в установлении исключительной прерогативы государства при организации деятельности государственной, муниципальной системы образования.
- Принцип свободы и плюрализма в образовании;
- Принцип демократического, государственно – общественного характера в процессе управления образованием.
Федеральный закон «Об образовании» устанавливает гарантии на получение гражданами страны общедоступного образования вне зависимости от различных обстоятельств, которым относят: их пол, расу, национальность, язык, происхождение, место жительства, отношение к религии, возраст, состояние здоровья, социального положения в обществе, наличие судимости.
Помимо этого, граждане, которые признанным нуждающимися в социальной помощи, вправе рассчитывать на полное или частичное возмещение государством расходов на их содержание на период получения ими образования.
Для лиц, имеющих определенные отклонения в развитии, создаются специальные условия для беспрепятственного получения образования, им оказывается коррекционная помощь с целью социальной адаптации на основе специально построенных индивидуальных программ работы.
В результате следования всем вышеперечисленным принципам и учета индивидуальных особенностей обучающихся в средней школе достигаются условия необходимые для успешной социализации человека, подготовки его к самостоятельной жизни, успешного овладения обучающимися различными формами жизнедеятельности, роста духовного потенциала в процессе личностного развития.
Основные функции средней школы
Основными функциями средней школы являются:
- культурно-образовательная функция;
- регулятивно-воспитательная функция;
- коммуникативная функция;
- организационно-управленческая функция;
- социально-интегративная функция;
- общественно-политическая функция.
На современном этапе развития средней школы были сформулированы новые функции к которым относятся: охранно-защитная и превентивно-предупредительная функции, основная цель которых обеспечение соблюдения прав участников образовательного процесса и оказание помощи в эффективной адаптации к новым социально-культурным условиям.
Помимо решения образовательных задач современная средняя школа должна решать задачи по воспитанию обучающихся. Для эффективной организации данного процесса, средняя школа должна иметь следующие характеристики:
- организация в процессе воспитательной работы открытого и непринужденного общения;
- гуманное и внимательное отношение к личности, уважение ее прав и свобод;
- наличие гласности и равенства в межличностных отношениях;
- организация воспитательного процесса с позиции проблемного обучения и воспитания.
Помимо реализации вышеперечисленных функций средняя школа также является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения.
Таким образом средняя школа как социальный институт способствует передаче ученикам социального опыта, накопленного предыдущими поколениями, создает благоприятные условия для их полноценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, способствует сохранению традиций, преемственных связей, самовоспитанию, формированию особой воспитывающей среды.