Молодежь – это социальная группа, включающая людей возрастом от 16 до 35 лет, которые являются трудовым и кадровым резервом и отличаются изменчивостью ценностных ориентаций, нахождением в ситуации выбора и поиска моральных приоритетов, профессиональных ценностей и других жизненно важных аспектов индивидуально-личностной активности.
Фитнес индустрия
На сегодняшний день весьма популярным времяпровождением у молодых людей является посещение фитнес – клубов. Поэтому организаторы подобных учреждений стремятся понять, как потребитель принимает решение о пользовании той или иной услугой, какие потребности побуждают его посещать фитнес-клуб. На основании таких сведений они и выстраивают стратегию привлечения и удержания клиентов из различных социальных групп.
Социальная группа – это не просто совокупность людей, объединённых по формальным или неформальным признакам, а групповая социальная позиция, которую занимают люди.
Для того, чтобы полностью понять особенности потребительского поведения современной молодежи на рынке фитнес-услуг необходимо раскрыть специфику одноименного понятия.
На сегодняшний день фитнес – клубы весьма доступны и распространены по всей территории нашей страны. При этом, если ранее для молодых людей основным мотивом пользования их услугами была престижность, то сейчас им является стремление вести здоровый образ жизни. Ныне фитнес-клубы ориентированы на различные социальные группы молодых людей. При этом маркетинговыми разработками в области фитнес-индустрии активно занимаются западные ученые из США и других стран Европы, а также наши специалисты. Такое положение вещей способствовало тому, что слово «фитнес» стало применяться для обозначения самостоятельного, специфического объекта в области физической культуры.
Из-за высокого спроса с подачи СМИ феномен «фитнес» стал использоваться для обозначения самостоятельного и обладающего несомненной спецификой объекта в сфере физической культуры и других областей знания. При этом фитнес является междисциплинарным понятием, смысловые значения которого успешно применяются в области маркетинга.
Составляющие фитнеса
По мнению Р.Н. Испулова под термином фитнес следует понимать «совокупность мероприятий», которые призваны обеспечить всестороннее физическое развитие человека. В данную систему необходимо включить:
- кардио-тренировки;
- силовые тренировки;
- дыхательные практики;
- ментальные практики.
Исходя из данного перечня следует отметить, что наибольшим спросом пользуются те фитнес – центры и организации, которые предлагают все указанные виды занятий. С развитием социологического знания стало очевидным, что «фитнес» претерпел изменения от спортивной составляющей до некоего социального явления. Сегодня под ним подразумевают стремление к оптимальному качеству жизни при акценте на социальную, психическую, духовную, физическую компоненты.
В связи с этим достаточно часто фитнес-клубы предлагают не просто спортивные услуги, но и дают возможность дополнительной релаксации и удовлетворения психологических потребностей молодых людей.
Потребительское поведение молодежи на рынке фитнес-услуг
На потребительское поведение современной молодежи через рекламу могут влиять следующие факторы:
- восприятие. Доказано, что поведение человека во многом определяется тем, как он воспринимает ситуацию. Процесс восприятия включает этапы отбора информации и ее структурирования;
- мотивация. В любой момент человек испытывает массу потребностей, которые могут стать мотивом и заставить человека совершить действия, чтобы удовлетворить данные потребности;
- усвоение. Представляет собой те или иные изменения в поведении человека, которые происходят по мере накопления им индивидуального опыта;
- убеждение есть мысленная характеристика чего-либо. Производители всегда интересуются убеждениями покупателей относительно услуг, товаров, образцов продукции и торговых марок.
В связи с этим современных фитнес-клубы, учитывают все вышеописанные факторы, чтобы не просто увеличить собственный доход, но и стабилизировать его в ближайшей и дальней временной перспективе. В современных фитнес-клубах тренеры не просто показывают, как нужно выполнять упражнения, но и оказывают психологическое воздействие на человека, чтобы при выходе за пределы учреждения у него не пропала мотивация к ведению здорового образа жизни.
Современные фитнес-клубы работают согласно ГОСТу, который был принят в 2015 году. В нем фитнес рассматривается как комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий и действий, направленных на формирование, поддержание и укрепление здоровья человека, его физическую реабилитацию, организацию и проведение физкультурно-оздоровительного и спортивного досуга и достижения спортивных результатов.
При ориентации на современных молодых людей обязательно учитывать, что фитнес-услуга – это не материальный объект и ее качество человек определяет только в момент потребления. При этом качество данной услуги не постоянно, в связи с чем молодые люди не всегда могут оставаться довольными их качеством.
Многие современные молодые люди при выборе спектра фитнес-услуг ориентируются, прежде всего, на то, что модно. В связи с этим основным элементом маркетинговой стратегии, выбираемой для привлечения молодых людей фитнес-индустрией является популяризация здорового образа жизни.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что фитнес-сфера в нашей стране претерпевает серьёзные изменения и становится развитой рыночной единицей. Сфера фитнес-услуг является неотъемлемой частью социально экономических отношений, поэтому нельзя отрицать причастность данной сферы, в первую очередь, к экономике. Рост количества фитнес-клубов в России создает большую конкуренцию на данном рынке. При этом каждое учреждение старается повысить степень собственной информированности в вопросе потребительского поведения молодых людей на рынке фитнес-услуг.