Понятие социологии знания
Социология знания – это область социологии, возникшая на основе теории познания, гносеологии и социологии, в дальнейшем оформленная в автономную самостоятельную область.
Объект социологии знания – знание
Социология знания изучает знание в различных его формах, его природную сущность.
Истоки западной социологии знания
Предшественниками социологии знания являются К.Маркс и Э.Дюркгейм.
Социология знания берет свое начало в 20-х годах ХХ века в Германии и имела марксистскую и антимарксистскую направленность.
К.Маркс заложил в своих исследованиях основную идею социологии знания – обусловленность человеческого сознания социальным бытием.
К.Марксом также были заложены основные понятия социологии знаний, такие как:
- идеология, под которой он понимал идеи, которые являются механизмом реализации социальных интересов;
- «превращенное сознание», под которым он понимал, соответственно, идею, которая обособлена от бытия того, кто мыслит.
Также К.Маркс внес понятия базиса и надстройки.
История развития западной социологии знания
Итак, как мы ранее отметили, свое начало социология знания берет в 20-е годы ХХ века в Германии, основателями социологии знания как науки принято считать М.Шелера и К.Манхейма, которые заложили основы социологии знания.
Свое интенсивное развитие социология знания получает накануне либо после войн, в том числе в связи с необходимостью объяснения с помощью социология знания.
Итак, получив свое развитие в 20-е годы, социология знания способствовало появлению социологии науки, которая на время отодвинула активное развитие социологии знания.
К. Манхейм, как отметили, ранее считается одним из основоположников социологии знания. Его работы преимущественно относились к социологии культуры, но уже в 1925 году у него появляется работы под названием «Проблема социологии знания», которая впоследствии подкрепляется еще несколькими трудами в области социологии знания
В 1929 оду им издается книга «Идеология и утопия:введение в социологию знания», где им были заложены основы социологии знания, введены основные понятия.
В этом произведении было положено начало изучению идеологических форм сознания, были созданы и развиты фундаментальные понятия социологии знания.
Манхейм полагал, что социологии знания следует понимать знание, отталкиваясь не от индивида, а от связи с исторического и социального положения общества, и лишь потом выходить в процессе изучения к индивидуальной форме мышления.
Согласно Манхейму люди мыслят не обособленно, а в определенных группах, в которых разработан особый тип мышления как результат многочисленных реакций на повторяющиеся ситуации.
М.Шелер в 1924 году издает «Опыты социологии знания», а через два года «Формы знания и общество».
Первые работы были посвящены проблемам социологии знания, в частности, пониманию ее междисциплинарного характера и сложностям выделения ее предмета, а также ее роли в системе уже сложившихся наук о знании.
К.Манхейм понимает под социологией знания недавно появившуюся дисциплину, которая стремится к разработке учения о экзистенциальной обусловленности знания и анализу этой обусловленности в прошлом и настоящем.
Это определение социологии знания было раскритиковано ввиду большого количества недостатков, например, непонимания содержания «экзистенциальной обусловленности» и «внетеоретических уровней».
Между тем, сложности в определении понятий социологии знания остаются и по сей день ввиду междисциплинарного характера социологии знания.
Еще одну попытку дать объяснение социологии знаний предпринял И.Горовиц, который понимал под этой наукой то, что рождается при понимании знания как динамической социальной силы, которая наделена правами в период, где знание является главным фактором социальных изменений.
И. Горовиц выделил проблемную область социологии знания, которая включала общественный базис идей, идеальные условия сохранения общественной мотивации, идеи и ценности, необходимые для возникновения социальных отношений, понимание знания как независимого элемента и т.д.
В 1970-е годы дается еще одна трактовка социологии знания – это отрасль исследования теоретического и эмпирического уровня, которая изучает знание как социальное явление. Социология знания исследует формы знания, способы его распространения и хранения, типы мышления и их общественную обусловленность и т.д.
Таким образом, социология знания является процедурой, которая позволяет изучать социально-историческое развитие идеального содержания, при этом стоит помнить, что содержание идеального невозможно изучить социологическим анализом.
Манхейм понимал социологию знания более широко, в связи с чем социология знания стала позитивным средством изучения всех форм человеческого знания. Особое внимание Манхейм придавал значению идеологии. Он различал частичную и тотальную идеологию. При частичной идеологии не следует верить некоторым идеям противника, при тоталитарной – все целостности его главных утверждений.
Манхейм полагал, что мышление формируется не в вакууме общества, а наоборот, тесно связано с определенной социальной сферой, в связи с чем и вызвано активное развитие социологии знания, а также выделение социологии идеологии, социологии науки. По его мнению, эти науки стремятся к поиску социальных корней человеческого мышления и знания.
Следует учитывать не только историческую обусловленность мышления и знания, но и влияние социальной сферы. Соответственно, социология знания, должна использовать и достижения других гуманитарных дисциплин в области знаний.
Бергер и Лукманн считали, что заслугой Манхейма является неполитическая трактовка идеологии и выделение силы утопического мышления, продуцирующего искажения социальной реальности при достаточном динамизме, необходимом для изменения реальности.
Бергер и Лукманн также внесли некоторый вклад в развитие социологии знания, обратив ее внимание к процессу формирования и развития знания как явления в обычной жизни.