Становление социологии
Возникновение такого явления как расслоение общества на отдельные классы сформировало новую общественную структуру. В подобных условиях возрастает потребность в социальном порядке, разработке неких механизмов для управления протекающими в социуме процессами. Становлению социологии в качестве самостоятельной науки, способствовал ряд факторов:
- бурное развитие естественных наук;
- отделение социологии от обществознания;
- экономическое развитие западных стран в первой половине 20 века;
- становление рыночных отношений.
Датой возникновения социологии принято считать 1839 год. Тогда вышел в свет третий том О. Конта «Курс позитивной философии», в котором он впервые применил термин «социология» и сформулировал ряд задач для изучения социума, используя научный подход.
Основные этапы развития социологического знания
Можно выделить четыре этапа формирования социологии, в качестве отдельной науки. На каждом этом этапе закладывались главные ориентиры: позитивизм, понимающая социология, социология действия, марксизм, структурализм и социологизм, символический интеракционизм, этнометодология.
На первом этапе – классическом, который охватывает время с начала 40-х годов до конца 19 века. В период появляются две значительные теории: позитивизм, разработанный О. Контом, Г. Спенсером, Э. Дюркгеймом и марксизма - Карла Маркса и Фридриха Энгельса.
Второй этап называется неклассическим или модерном. Начался он в 90-х годах 19 века и продолжался до 20-х годов 20 века. Эти годы отождествляются с появлением школы М. Вебера, аналитической школы Георга Зиммеля и формально-аналитической школы Фердинанда Тённиса.
Третий этап – неоклассический этап (неопозитивизм). Этот этап длился с 20-х годов 20 века до средины 60-х годов. Третьему этапу характерно бурное развитие социологии с точки зрения как эмпирической дисциплины. На данном отрезке получили широкое распространение методы конкретных исследований общественных процессов. Лидирующее место занимает американская школа. Получает повсеместное признание структурно-функциональная теория, разработанная Т. Парсонсом. На данном этапе развития были представлены: теория конфликта Л. Козера и Р. Дарендорфа; теория бихевиоризма П. Лазерфельда, Э. Торндайка, Д. Уотсона; социологический плюрализм П.А. Сорокина; теория человеческих отношений Элтона Мэйо.
Четвертый этап социологии – постмодерн. Он начинается в середине 60-х годов прошлого века. Здесь появляется разрыв между фундаментальной социологической теорией и детальными социологическими исследованиями. Кризис в социологической науке обуславливает появление новых ориентаций - социологии действия, символический интеракционизм и этнометодология. Особое место заняла «новая социология», автором которой является Ч. Миллс. С его точки зрения, главной задачей является изучение людей, играющие различные роли в политических и экономических кругах. Тем самым Миллс заложил отдельную отрасль - политическая социология. Направления и тенденции развития современной школы социологии следующие:
- стремление к максимальному охвату общественных процессов;
- расширение диапазона для исследований;
- появление междисциплинарных наук;
- слияние общественных наук и синтезирование различных исследований;
- использование психологических и философских методов и способов для проведения исследований и анализа полученных социологических данных.
- усиление интереса различных общественных институтов к прикладной социологии.
- Широкое продвижение в общественные массы социологических знаний.