Объект социологии здоровья
Когда перед исследователем стоит задача определить объект своей работы, то он понимает под объектом некоторую часть окружающего мира, как объективного, так и субъективного, которая существует в качестве реальности и не зависит от самого исследователя.
В рамках социологии здоровья под объектом следует понимать многообразие реальных проявлений жизнедеятельности как отдельного индивида, так и коллектива людей, которые обеспечивают поддержание и воспроизводство их здоровья.
В структуру объекта социологии здоровья входят следующие составляющие:
- Индивидуальное здоровье индивида;
- Здоровье социальной группы и всего общества в целом;
- Здравоохранение как социальный институт;
- Коммуникационные процессы, где главной темой является здоровье (в том числе правовое регулирование взаимоотношений между различными субъектами в отношении здоровья).
Предмет социологии здоровья
Предмет науки – это логическое описание объекта. Оно определяется, в первую очередь, предпочтениями исследователей в выборе необходимого среза, аспекта или специфической черты (элемента).
Что касается предмета социологии здоровья, то сегодня его трактовка не является устоявшейся и общепринятой. Это говорит о том, что научное сообщество еще не пришло к единому ответу на данный вопрос, и что единодушно разделяемой трактовки предмета социологии здоровья нет. Тем не менее, дефиниция предмета данной дисциплины зависит от понимания специфики здоровья как социального феномена. Отсюда есть несколько путей определения предмета, к которым склоняются некоторые авторы.
Е. Дмитриева: предмет социологии здоровья – совокупность закономерностей и механизмов формирования и поддержания здоровья; И. Журавлева: предмет изучения социологии здоровья – механизмы социальной обусловленности здоровья и его место в системе социокультурных ценностей, которые регулируют отношение человека к здоровью, а также место здоровья в системе человеческих ценностей.
Таким образом, многообразие интерпретаций предмета социологии здоровья привело к тому, что в фокус ее научного анализа попадает широкий круг проблем, как типичных для отечественной научной традиции (социальные факторы риска здоровья), так и не вполне соответствующие аспекты:
- Аспекты смерти с точки зрения социологической науки (причины смерти, которые кроются в обществе и его структуре);
- Забота о здоровье как часть повседневности любого человека (поддержка гигиены, ведение здорового образа жизни, создание положительного образа человека, отсутствие вредных и губительных привычек и пристрастий);
- Изучение факторов эпидемий и пандемий, которые происходят из социума (искусственно созданные вирусы, разработки различных биологов, которые не несут пользу обществу, а могу нарушить его естественный баланс);
- Социальные проблемы в идентификации серьезных аутоимунных заболеваний (ВИЧ, СПИД).
Роль и место социологии здоровья в системе знания
Социология здоровья – это специальная социологическая теория, которая тесно связана с эмпирическими исследования, а также с общесоциологическими теориями. Эмпирические исследования предоставляют весь необходимый материал для развития социологии здоровья, а общесоциологические теории позволяют использовать общие теоретические разработки, модели и методы исследования.
Социология здоровья связана с несколькими социологическими дисциплинами: социология досуга, социология труда, гендерная социология и социология семьи.
Со стороны социологии досуга и гендерной социологии рассматривается следующая специфика:
- Режим отдыха как детерминанта здоровья;
- Формы рекреации и здоровье;
- Оздоровительный досуг;
- Гендерные аспекты здоровья;
- Гендерные проблемы здравоохранения;
- Демографическая политика.
В связи с социологией труда и социологией семьи сформулированы следующие элементы: здоровье работающих, связь профессии и здоровья, оздоровительная политика на предприятиях, семейный образ жизни как детерминанта здоровья, здоровье семьи и роль семьи в охране здоровья.
Таким образом, междисциплинарный характер социологии здоровья выражен не только в наличии у нее общего предметного поля с медицинскими дисциплинами, но и в тесной связи с другими социологическими теориями.
Институционализация социологии здоровья
Институционализация социологии здоровья проходит в несколько основных этапов.
Во-первых, это само зарождение социологии здоровья (примерно в начале 20 века). Именно в этот период большое количество специальных социологических работ осмысливаются в контексте изложенной проблематики.
Во-вторых, социология здоровья в 20-40-е годы 20 века прошла период своего оформления. Это время характеризуется интенсивными прикладными исследованиями. Также разрабатывается инструментарий для реализации исследований, проводится апробация категориально-понятийного аппарата.
В-третьих, в 50-60-е годы происходит как раз период становления. Формируется предметное поле социологии здоровья.
Четвертый этап (70-80-е годы) – период развития социологии здоровья как самостоятельной дисциплины. Уточняется объект и предмет социологии здоровья, осуществляется переход от медицины как объекта исследований к непосредственно здоровью и здравоохранению как самостоятельным объектам и проблематике.
В-пятых, затронет непосредственно современный этап развития социологии здоровья, расширений предметной области. Это происходит путем включения в нее вопросов продвижения здоровья, здорового образа жизни, коммуникаций по поводу здоровья.
Институционализация социологии здоровья также подкрепляется тем, что сегодня она стала самостоятельной учебной дисциплиной, и закрепилась в системе высшего и послевузовского образования как в России, так и за рубежом. Проводится достаточно большое количество исследований, производятся публикации учебных пособий, материалов, результатов практических исследований, статей и тезисов, а также монографий.