Социология управления в системе наук
Социология управления - это один из разделов социологии. Является достаточно молодой отраслью научного знания.
Социология управления изучает становление, развитие и существование какой-либо сферы жизнедеятельности, исследуя закономерности и механизмы формирования и изменения социальный отношений, действий, поведения в процессах управления.
Таким образом, объектом социологии управления выступают существующие в обществе или в его отдельных подсистемах управленческие процессы. Поскольку каждый социальный институт, каждая общность, организация общества является системой социальных взаимодействий ее членов, то можно сказать о том, что предметом социологии управления является изучение этих отношений, а также анализ, мониторинг, оценка, оптимизация процессов управления.
Перед социологией управления как перед отраслью научного знания стоят следующие задачи:
- Изучить факты, в которых можно проследить и выявить особенности социального взаимодействия людей, осуществляющих управленческую деятельность, и людей, ее не осуществляющих.
- Проанализировать тенденция изменения и развития существующих процессов управления в зависимости от социально-экономической и политической ситуации в обществе.
- Выявить причины инноватики в управлении, спланировать и спрогнозировать сценарии развития управленческой деятельности.
- Сформулировать рекомендации по оптимизации системы управления.
Функции социологии управления
- Диагностическая;
- Познавательная;
- Образовательная;
- Поисково-прогностическая;
- Оценочная;
- Социально-инженерная;
- Гуманистическая;
- Контрольно-аналитическая;
- Консультационная;
- Функция координирования;
- Имидж функция.
Диагностическая функция связана с мониторингом существующей социальной системы с помощью определенных индикаторов, таких, как лояльность к власти, уровень социального напряжения и т.д.
Познавательная функция связана с накоплением знаний в области управленческой деятельности как уникальной сферы труда, изучение ее особенностей, роли и значения в развитии общества.
Образовательная (или обучающая) функция связана с распространением знаний об особенностях управленческой деятельности.
Поисково-прогностическая функция связана с определением возможных тенденций развития и изменения как самой управленческой деятельности, так и общества, его подсистем под воздействием этой деятельности. Важно уточнить, что прогнозы в социологии управления бывают двух типов - нормативные и поисковые. Первые определяют формы, методы, сроки и т.д., вторые - показывают возможное состояние социального объекта путем экстраполяции наблюдаемых тенденций.
Оценочная функция связана с определением соответствия системы управления особенностям общества, его тенденциям развития, потребностям и интересам членам общества.
Социально-инженерная функция как раз моделирует и оптимизирует социальные системы и институты в нужном направлении для развития общества.
Гуманистическая функция (или культурологическая) формирует культуру управленческой деятельности, которая бы обеспечивала все условия для ее развития и совершенствования.
Контрольно-аналитическая функция связана с проведением экспертизы законопроектов на предмет лояльности населения к вводимым законам и реформам.
Консультационная функция связана с оптимизацией внутренней работы административных учреждений.
Функция координирования является, по мнению экспертов, основой управления и связана она с синхронизацией всех элементов системы управления.
Наконец, имидж-функция социологии управления заключается в сохранении либо изменении образа социальной организации, создание атмосферы доверия и доброжелательности со стороны общественности, обеспечение информирования населения о работе этой организации.