Классические теории социологии труда
Идея обратиться к трудовым резервам человека возникла на стыке 19-20 веков. Необходимость появилась по причине того, что ученые пришли к выводу о необходимости исследовать ресурсы, которые кроются именно в самом работнике. Отсюда появились идеи о том, что, если пробудить заинтересованность работника в труде, то это может привести к более эффективным результатам деятельности работника.
На тот момент этот шаг был по-настоящему революционным, совершенно новым. Именно он изменил практически всю ситуацию, которая сложилась на производствах в конце 19-начале 20 веков.
Открытие роли трудового сознания, а также поведения людей в зависимости от удовлетворенности своей работой и условиями труда положило начало возникновению одной из наиболее известных и новых отраслей социологической науки – социологии труда. С тех пор она стала самостоятельной социологической дисциплиной, в которой нашли отражение основные черты, которые были присущи социологической дисциплине в целом, и специфические черты, которые связаны с изучением процесса трудовой деятельности работника.
Теорию, которая предполагает анализ социальных резервов производства, разработал Ф. Тейлор (1856-1915 гг.). Он выделил несколько этапов, которые отражали его нововведения в теории социологии труда, а также в области управления и организации трудовой деятельности:
- Стандартизация инструментов;
- Функциональная администрация;
- Хронометраж;
- Рационализация размещения оборудования и улучшения балансового метода;
- Совершенствование системы сбыта и запасов.
Чуть позже Тейлор задался вопросом о том, как и каким образом можно создать такие условия труда, которые позволят каждому работнику полностью реализовывать свой профессиональный потенциал. Он пришел к выводу, что создание благоприятных условий с учетом потребностей работников позволят в дальнейшем улучшить его состояние, замотивировать, трудиться во благо организации для того, чтобы она процветала, так как именно это организация и трудовые условия позволяют ему процветать. На практике он обосновал и продемонстрировал, что создание таких условий труда – это реальность, и отдача будет такой же.
Так, Тейлор также рассматривал отдельного работника в качестве автономного индивида, но при этом недооценивал влияние общественности и окружающей среды на трудовое состояние и поведение человека. Чуть позже Э. Мэйо на основе проведенных им исследований продемонстрировал, что существует «шкала человеческих отношений». Здесь учитываются не только личностные факторы, но и общественные, которые оказывают немалое влияние на трудовое поведение индивидов, а также на эффективность их трудовой деятельности.
Современные теории социологии труда
Если в классических теориях социологии труда большую роль уделяли изучению коллективных связей, как формальных, так и неформальных, которые могут оказывать влияние на трудовую деятельность человека, то в современных концепциях все более значимыми становятся мотивы индивидуального самовыражения члена трудового коллектива. Потребительские ориентиры становятся выше идей о трудовой морали, а также о ценностях, которые нацелены на достижение конкретного коллективного результата.
Например, Р. Инглехарт выдвигает на первое место ценности досуговой деятельности индивида. Он говорит о том, что необходимо изначально заботиться о гармонии личности, об обеспечении свободы в действиях человека, а уж затем направлять его деятельность во благо коллектива. Таким образом, в его работах организация трудовой деятельности должна быть во благо индивида, а уж потом необходимо контролировать, как его деятельность влияет на всеобщее благо и достижение поставленных целей.
В современной социологии труда большое значение ученые отдают изучению мотивации работников. Так, традиционно следует подразделять мотивационные теории на две ключевые категории: содержательные и процессуальные категории. Содержательные теории мотивации основываются на идее об идентификации той совокупности внутренних побуждений (потребностей), которые заставляют человека действовать конкретным образом и никак иначе. К такой группе следует отнести концепции следующих авторов: Абрахам Маслоу, Дэвид МакКлелланд и Фредерик Герцберг.
Особо интереса теория Маслоу. Автор признавал, что люди имеют целую иерархию потребностей, но также полагал, что они все следуют друг за другом: какие-то потребности более важны, какие-то человек может удовлетворять лишь по мере необходимости. Так, к потребностям следует отнести следующие категории: физиологические потребности – необходимы для выживания человека; потребности в ощущении безопасности, а также в ощущении уверенности в отношении будущего; социальные потребности, которые включают чувство нужности, принадлежности к какому-либо сообществу; потребности в уважении и потребность самовыражаться.
Что касается современных процессуальных теорий мотивации труда, то они основаны на идее о том, каким образом люди выстраивают свою модель поведения, и как они воспринимают и познают окружающий мир.
Наиболее известными процессуальными теориями мотивации труда являются такие, как:
- Теория ожидания – человеку следует пройти достаточно длинный путь, который включает в себя образование, возможности обучаться, повышать свою квалификацию, прежде чем обустроиться на желаемую работу;
- Теория справедливости – человек должен быть уверен в том, что его труд будет оплачен в соответствии с тем, сколько сил он тратит на его реализацию. Также немаловажно то, что, если человек осуществляет большой объем деятельности, то он нуждается в том, чтобы получать достойную оплату труда;
- Модель мотивации, разработанная Портером и Лоулером – человек должен быть замотивирован не только внешними факторами, но также и внутренними для осуществления эффективной деятельности.