Социология СМИ
Социология СМИ (социология журналистики) – это отрасль социологии, которая изучает особенности функционирования СМИ как массовой коммуникации
Поскольку журналистика выступает в качестве крупной коммуникативной системы, социология коммуникации приблизилась к социологии журналистики, и чаще всего все эти дисциплины рассматривают как схожие, параллельные.
Как и социология коммуникации, социология средств массовой информации изучает социальную коммуникацию, которая складывается в обществе между людьми, социальными группами и теми средствами массовой информации, которые формируют общественное мнение, предоставляют человеку информацию о происходящих событиях в стране и в мире.
Социология СМИ исследует два направления:
- межличностная коммуникация;
- массовая коммуникация.
Массовая коммуникация представляет собой совокупность средств связи, средств массовой информации, рекламы и социальных сетей. Одним из движущих элементов средств массовой коммуникации является глобальная сеть Интернет. Практически каждый человек в мире хоть раз пользовался или является активным пользователем Интернета. В нем он может находить значимую для себя информацию, получать образование, работать, общаться с единомышленниками и даже строить семьи. Относительно предмета социологии стоит говорить именно о массовых коммуникациях. Некоторые исследователи в этом контексте иногда употребляют другой термин – социология массмедиа. В целом, это одно и то же, различий практически нет, но многое зависит от контекста, в котором используется это понятие, а также от того, какой смысл исследователи вносят в эти понятия.
Социология массовой коммуникации довольно близка к социологии журналистики, но не в полной мере совпадает с ней. С одной стороны, предмет социологии массовой коммуникации обширнее, так как включает в себя все виды массовой коммуникации - не только средства массовой информации, но и рекламу, паблик рилейшнз (связи с общественностью) и прочее. С другой же стороны, это направление довольно узкое, ибо журналистика в отличие от коммуникаций, выполняет и множество других функций. Но для социологии коммуникация имеет больший вес, ведь через коммуникацию можно выявить направления развития общества, то, насколько сильные связи образовались между людьми, и насколько они влияют на становление и развитие личности в определенный исторический период.
Среди некоторых других функций социологии средств массовой информации стоит выделит информирование граждан, их просвещение, развлечение и интеграцию в социальные и культурные отношения. В современных условиях эти функции являются основополагающими, поскольку они влияют напрямую на личность, на ее текущее состояние, формирование ценностных ориентаций, на то, как человек воспринимает социальную реальность и стремится принимать в ней непосредственное участие. Самое главное – СМИ сегодня информирует не только о фактически совершенных событиях: в новостях появляются данные о том, как сам человек может поучаствовать в этих событиях, какую роль он способен сыграть в текущем положении дел, как общество может поменяться, если индивид примет участие в работах.
Предмет и функции социологии СМИ
Теперь стоит поговорить немного подробнее о предмете социологии СМИ и о том, какие функции выполняет направление. Социология СМИ, как уже ранее было обозначено, - это отдельно взятая отрасль социологии, которая направлена на проведение глубокого анализа, исследования закономерностей и особенностей функционирования средств массовой информации в обществе. Также социология СМИ изучает, как средства взаимодействуют с аудиторией, как они могут руководить аудиторией, какие издания и финансирующие структуры имеют особое значение для этой отрасли.
Предметом социологии СМИ является вся совокупность функций средств массовой информации, которая являются основополагающими в обществе. Одно из условий функционирования, которое требуется соблюдать, это взаимодействие с различными социальными институтами и неоднородными аудиториями. Тут становится понятно, что для взаимодействия необходимо использовать различные средства и инструменты, поскольку институты выдвигают разные требования в отношении средств массовой информации и их характера. Социология СМИ направлена на исследование и выявление закономерностей в формировании информационного поля и в том, чтобы в дальнейшем продвигать его уже в общественность.
Предмет социологии журналистики можно рассмотреть в виде довольно обширной структуры. В нее входят следующие элементы:
- Во-первых, это субъект деятельности, которая производится в социологии журналистики.
- Во-вторых, деятельность специалистов, которые занимаются отбором информации и новостей и их трансляцией в широкие массы.
- Во-третьих, средства, инструменты и методы исследования информации, полученной из широких источников.
При отборе информации следует понимать предпочтения целевой аудитории, изучать ее потребности и особенности и предоставлять именно ту информацию, которая будет иметь значение именно для представителей целевой аудитории с учетом их пола, возраста, места проживания, уровня образования, совокупности интересов.
Ранее уже говорилось и о функциях социологии СМИ. Они явно пересекаются с функциями социологии коммуникации, но все же есть некоторые функции, которые созвучны, но имеют иную направленность. Например, теоретико-познавательная функция, которая направлена на выявление знаний о событиях в мире или региона и на их трансляцию в рамках основных аспектов. Описательная функция демонстрирует анализ и дает описание основных социальных событий. Следует отметить, что события рассматриваются через призму журналистики, а также по подаче – через призму тех средств массовой информации, которые обладают определенными источниками, инструментами и специфическими чертами.