Социология регионоведения как отрасль научного знания
Социология регионоведения является отраслью социологии и изучает определенные закономерности изменения социального облика регионов, а также закономерности территориальной организации социальной жизни региона.
Исследования социологии регионоведения направлены на определение механизмов взаимодействия специфических особенностей организации социальной жизни в регионе и общих черт облика общества в целом в данный момент времени. Таким образом, социология регионоведения изучает социальный облик региона.
Под социальным обликом региона понимается специфическое проявление как общих черт социального облика всего общества, так и частных - конкретного региона.
Социальный облик зависит от таких вещей, как демографические, этнические и иные особенности населения, а также территориальная, политическая, социально-экономическая обстановка региона.
Задачей социологии регионоведения является поиск и обоснование направлений развития регионов для того, чтобы обеспечить хотя бы приблизительно равные условия жизни населения в разных точках страны.
Можно говорить о следующих чертах социологии регионоведения как научного направления:
- Изучение исторических, культурных, природных, социально-экономических и иных условий и особенностей региона, а также показатели региона по основным параметрам социального развития, а также сравнение этих индикаторов между собой по всем районам страны. Это необходимо для того, чтобы научно обосновать оптимальные темпы создания условий для культурного развития регионов и роста уровня жизни и благосостояния всех граждан.
- Разработка социальных разделов комплексных планов социально-экономического развития региона, а также региональных программ в рамках общегосударственного плана народнохозяйственного развития страны.
- Решение внутренних проблем региона, связанных с социальной сферой, планирование и прогнозирование, социальное управление.
Социальное пространство как объект изучения социологии регионоведения
Изначально категория социального пространства определялась в большей степени физически, в географическом значении – как место распределения социальных групп и как место возникновения социально значимых событий.
Первым, кто наиболее точно сформулировал понятие социального пространства как пространства взаимодействия социальных акторов, был Г.Зиммель, который настаивал на социальном характере пространства.
Далее многие социологи с разных сторон изучали понятие социального пространства. Например:
- П.Бурдье рассматривал пространство через понятие габитуса,
- П.Сорокин понимал пространство как некое метафорическое поле, ограниченное совокупностью его социальных связей, где его положение определено суммой социальных статусов,
- М.Кастельс видел пространство как коммуникационное, информационное поле.
Социально-экономическое пространство города выступает как система социально-экономических отношений, выстроенная для реализации экономических интересов акторов на конкретной территории. В социально-экономическом пространстве города реализуются экономические интересы актора, их описание целесообразно соотносить с описанием следующих элементов: поля и локальности мест работы и жительства, практик взаимодействия, которые позволяют охарактеризовать положение актора на рынке труда, жилищном рынке, в центре или на периферии города. Соответственно, экономические практики актора будут различаться в зависимости от того, в какую локальность социально-экономического пространства города он входит.
Социология регионоведения изучает социально-экономическое пространство региона, города, так как необходимо осознать достоинства и недостатки существующего социально-экономического пространства, определить избыточных и недостающих агентов рынка, определить, в каких направлениях может быть развито пространство города: какие новые виды услуг актуальны и могут быть интересны для горожан, следовательно, какие вакансии могут быть открыты, как может быть развита инфраструктура.