Социологические идеи Толкотта Парсонса
Толкотта Парсонса по праву называют одним из значимых социологов, который жил и осуществлял свою деятельность во второй половине 20 века. Наибольшее значение он придавал формулировке и становлению основ функционализма, который стал очень значимой частью социологической науки. К тому же, многие труды Парсонс посвящал проблеме социального порядка, который стал одним из объектом его социологического поиска.
Парсонс считал, что для социальной жизни характерно получение взаимной выгоды, а также создание условий для мирной кооперации. Эти явления должны стать значимее, чем взаимная враждебность и стремление к тому, чтобы уничтожать человека с противоположным мнением. Исследователь предполагал, что очень важно следовать общим идеям и ценностям, ведь только в таком случае может быть обеспечен порядок в обществе, сохранятся основы миропонимания и мировоззрения. Таким образом, самая важная социальная ценность заключается в консенсусе. Таким образом, анализируя его, в качестве основной задачи социологической науки Парсонс видит институционализацию образцов ценностных ориентаций, которые существуют в социальной системе и могут определенным образом создавать благоприятные условия для развития личности, ее существования в повседневной жизни, взаимодействия с другими участниками социума.
Ценности институциализируются, что ведет к постепенной структурации поведения индивида. В результате, появляется устойчивая, внутренне и внешне стабильная система, которой Парсонс присвоил особое название – «социальное равновесие». Для того, чтобы достигнуть этого состояния, можно пойти двумя путями:
- Во-первых, социализация, посредством которой, как правило, общественные ценности передаются от одного поколения другому. Наиболее значимыми институтами в данной области является семья, образовательная и воспитательная система, благодаря чему человек приобщается в опыту и знаниям, обретает новые навыки коммуникаций и взаимодействия с окружающим его миром;
- Во-вторых, создание различных механизмов и принципов, которые обеспечивают социальный контроль за поведением индивидов, а также в целом за тем, как происходят его взаимодействия в формальных и неформальных сообществах.
Поскольку, согласно Парсонсу, общество – это система, то она в обязательном порядке соответствует некоторым функциональным особенностям и требованиям, которые выдвигает к ней современность. К таким функциям относится четыре основные аспекта: адаптация, целедостижение, интеграция и удержание образца.
Характеристики функциональных требований к обществу
Как мы уже отметили ранее, согласно исследованиям Толкотта Парсонса, общество – это особая система, которая в обязательном порядке должна отвечать некоторым функциональным требованиям. Эти функциональные требования нацелены на то, чтобы осуществлять различного рода деятельность, и отвечают за реализацию потребностей и интересов всех членов общества. Причем, эти функции чаще всего могут пересекаться друг с другом, а могут сосуществовать в абсолютной автономии, при этом они не нарушаются, никаким образом не начинают дисфункционировать. Нарушения могут произойти лишь в том случае, если на общество оказывается воздействие извне, или внутри него происходят кардинальные изменения, оказывающие влияние на индивидов, направленность их жизнедеятельности.
Первая функция – это адаптация. Преимущественно, она касается отношений, которые складываются между системой и социальной средой. Чтобы существовать в балансе и гармонии, система должна владеть контролем над той средой, в которой она существует и осуществляет свою наиболее значимую деятельность. Для общества крайне важно поддерживать экономическую сторону действительности, то есть экономическую среду в целом, поскольку именно она способна обеспечить человеку необходимый минимум, который необходим для удовлетворения собственных потребностей (то есть, минимум материальных благ).
Второй функциональный компонент – это целедостижение. Оно отражает потребность индивида, а также более обширных сообществ в том, чтобы устанавливать особые цели. Именно на них в дальнейшем будет направлена социальная активность индивидов, а также в целом общества будут адекватно оценивать свои устремления, ценности, возможности их применения для дальнейшего развития и выхода на качественно и количественно новый уровень.
Интеграция – еще одна функция, которая относится к координации частей социальной системы, поскольку изначально они представлены автономными частями, а в дальнейшем их необходимо соединять друг с другом, «перемешивать» разные части для создания благоприятных условий развития как отдельного индивида, так и общества в целом. Основным институтом, который способен реализовать эту функцию, является правотворческая система. Посредством установленных правовых норм и ценностей упорядочиваются отношения, которые складываются между индивидами и более широкими социальными институтами. Это позволяет снизить риск дисфункции и формирования конфликтной ситуации, что в дальнейшем положительно скажется на всем сообществе в целом.
Последняя функция – это удержание образца. Она предполагает сохранение основных ценностей общества, их поддержание независимо от того, в каком направлении оно развивается, как развитие может сказаться на других отраслях человеческой жизни и сознании. Сохранение чего-то стабильного, сбалансированного может быть символом связи с истоками, с историей, что обеспечивает сообществам лучшую жизнедеятельность, ориентацию на прошлый опыт, учет совершенных ошибок и возможности рисков, которые также можно предотвратить. Таким образом, все эти функциональные аспекты поддерживаю стабильность сообщества, связь с прошлым и возможности моделирования будущего с учетом изменений, которые происходят сейчас. Основные действующие лица – это люди со своими интересами и потребностями, которые следуют единым нормам и ценностным ориентациям.