Социология образования - отрасль социологии, посвященная изучению образования как социального института, его состава и функций, деятельности его организаций, а также политики государства в образовательной сфере.
Предметная сфера социологии образования
- В предмет социологии образования входит совокупность видов и форм деятельности различных учреждений образования, которые предоставляют членам общества знания, фундаментальные представления и профессиональные навыки в соответствии с теми культурными и социально-экономическими нормами и ценностями, в рамках которых функционирует и развивается система образования.
- В социологии образования исследуется также механизм отношений образования с обществом, выявляется роль, которую образование играет в обществе, рассматривается генезис институтов образования, выполняемые ими функции, система внутренних источников и резервов развития.
- В предметное поле социологии образования также входят множественные межличностные связи между учениками и педагогами, профессиональные особенности преподавательского труда, совокупность условий, а также образа жизни как учеников, так и преподавателей.
- Важную роль в социологии образования играет и исследование соотношения образования с воспитанием. В связи с этим в социологии образования ученые опираются на три взаимосвязанных термина: термин «социализация», термин «образование», термин «воспитание» (это характерно, например, для И.В. Бестужева-Лады, В.Я. Нечаева, В.И. Добренькова).
В рамках социологии образования воспитание и образование рассматриваются в качестве личностных форм взаимодействия между двумя субъектами:
- учеником и педагогом;
- воспитателем и воспитуемым.
В ходе данного взаимодействия происходит перманентная социализация в условиях образовательно-воспитательной деятельности.
Теоретические основы социологии образования
Теоретико-методологическим основанием российской концепции социологии образования выступают деятельностная парадигма (разработанная А.Н. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым) и концепция социальной детерминации (автор Э.В. Ильенков). В соответствие с ними, в социологии образования акцентируется внимание на исследованиях обществ, а также практики, служащих источником социализационных и дидактических процессов, а личность (в качестве субъекта образования) рассматривается как носитель самого процесса усвоения определенных предметных форм деятельности.
При рассмотрении традиционных школьных и вузовских, в т. ч. университетских, форм образования, в социология образования выстраиваются теоретические модели образовательных систем и прогнозируются возможности их реального воплощения и развития.
Задачи и перспективы социологии образования
В настоящее время в данной отрасли социологии углубленно исследуются проблемы, связанные с:
- стандартизацией образования;
- развитием форм эффективного самостоятельного усвоения материала;
- внедрением экспериментальных дидактических программ;
- инновационным и опережающим образованием.
Реформы в отечественной образовательной системе, вхождение нашей страны в «Болонский процесс» сформировали определенные специфические задачи, решить которые предстоит социологии образования.
Среди этих задач на первом месте стоит необходимо решить проблемы сочетаемости европейских образовательных стандартов с отечественными традициями реализации образовательного процесса, принципов доступности и массовости образования с необходимостью привития молодому поколению культурного наследия, развития креативности и активных форм творческой деятельности, а также гуманистического мышления.