Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социология науки: объект и предмет

Понятие социологии науки

Определение 1

Социология науки – это особый раздел социологического знания, берущий свое начало в начале ХХ века и занимающийся исследованием науки как социального института, закономерностей ее развития и взаимодействия с другими общественными явлениями.

Становление социологии знания как самостоятельной дисциплины связано с М.Вебером, К.Мангейма и другими, но наибольший вклад в ее развитие принадлежит Р.Мертону.

Социология науки изучает социальную сторону научной деятельности, систему общественных отношений, возникающих в процессе появления и развития научного знания, нормы, ценности, приоритеты ученых, занимающихся разработкой науки, формы взаимодействия науки как социального института с прочими общественными явлениями и процессами.

Замечание 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что объектом социологии науки является наука как социальный институт, а ее предметом являются общественные отношения, возникающие в процессе появления, разработки и внедрения научных знаний, а также социальные взаимодействия науки как социального института с социумом.

Объект социологии науки

Ранее было отмечено, что объектом социологии науки является наука как институт общества.

На сегодняшний момент наука является одним из условий общественных преобразований в области экономики, общественных отношений, культуры, образования и т.д. Наука оказывает влияние как на общество в целом, так и на индивида в частности, оказывая влияние на его развитие и развитие его способностей и потребностей. Одновременно с этим, наука способна привести к отчуждению человека, который не способен усвоить возрастающий по объему поток знаний и соотнести его с уже имеющимися принципами и стереотипами общественного развития.

«Социология науки: объект и предмет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие науки и внедрение результатов ее деятельности в систему общества в условиях ее противоречивости, помимо внесения нового знания о человеческой активности, ставит перед обществом множество острых социальных проблем, решение которых также является одной из задач социологии науки, определяющей социальную значимость этого раздела социологии и науки в целом.

Наука как социальный институт выполняет несколько функций. Рассмотрим их.

  • культурно-мировоззренческая функция заключается в том, что наука является инструментом овладения природой на теоретическом и практическом уровне, обусловленным необходимостью общества в новом понимании и осознании мира;
  • наука как производительная сила общества, заключающаяся в материализации знаний, полученных в результате научной деятельности, в вещественных элементах и организационных формах производства, а также в деятельность участков производств и преобразованием науки в теоретический фундамент производственных процессов;
  • функция науки как социальной силы, заключающаяся в использовании науки и ее методов при решении социальных проблем общества.

Предмет социологии науки

Наука в современном обществе приобретает все большее значение, чем обусловлено пристальное внимание к науке социологов, но, стоит отметить, что не только наука оказывает воздействие на общественное развитие, но обратный процесс имеет место быть, поскольку общество и его потребности также оказывают влияние на науку, определяя направления и специфику научной деятельности.

Интерес к тому, чем обусловлено развитие науки, выделяет ее в качестве особого предмета исследования и способствовало развитию исследований в области социологии науки. Ранее мы отмечали, что предметом социологии науки являются закономерности и принципы развития науки, отношения ученых, их ценности и т.д., связанные с осуществлением научной деятельности.

Социология науки находит свое отражение в идеях М.Вебера, Э.Дюркгейма, К.Марскса, но ее становление как науки связано с именем Р.Мертона.

В 60-х годах ХХ века Р.Мертон предложил социологическую концепцию науки, которая предопределила направления современных исследований в области социологии науки.

Работы Р.Мертона посвящены анализу воздействия экономических, технических и военных факторов на развитие науки, но основным предметом его исследований были ценностно-нормативные структуры, обуславливающие поведение человека, осуществляющего научную деятельность, которые он объединил в научный этос, включающий обычай, характер, социальные нормы и традиции и т.д.

Р.Метод продолжил развитие идей М.Вебера, и считал, что развитие европейской науки в Новое время связано с пуританской религией. Несколько позднее Р.Мертон определил научный этос как совокупность ценностей и норм, которые регулируют научную деятельность.

Р.Мертон включал в научный этос:

  • универсальность
  • коллективизм
  • бескорыстность
  • организованный скептицизм

Научный этос воспроизводится в обществе на всех этапах исторического развития науки, благодаря чему обеспечивается ее существование. Последующие исследования социологов научного знания показали, что ценности научного этоса могут изменяться даже на противоположные в реальной научной деятельности.

И.Митрофф провел ряд исследований, позволяющих сделать вывод о возможностях изменения ценностей и норм научного сообщества.

Так, в противоположность принципу универсализма, И.Митрофф доказал его несоблюдение, поскольку оценка научной деятельности носит субъективный эмоционаьно окрашенный характер.

В противовес принципу организованного скептицизма И.Митрофф доказал отстаивание своих научных интересов несмотря на скептическое отношение к ним научного сообщества.

Открытость научных исследований не соблюдается зачастую из-за режима их секретности.

Исследователи социологии науки в современности подвергают сомнению существование устойчивого научного этоса ввиду его подверженности изменениям в зависимости от исторических условий и возможностям применения противоположных ценностей в практике научной деятельности.

Между тем, несоблюдение отдельными исследователями принципов научного этоса, не прекращает выполнения им регулятивной функции деятельности научного сообщества.

Дата последнего обновления статьи: 20.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot