Основные методы социологии культуры
В изучении социологии культуры выделяют ряд подходов: антропологический, исторический, деятельностно-поведенческий или социокультурный, ценностный или аксиологический, системный, цивилизационный, институциональный, предметный, технологический, текстовый, символический, коммуникативный, психологический, игровой, диалоговый.
Социология культуры, помимо традиционных методов, использует те же методы, что и другие социологические дисциплины.
Основные методы социологии культуры:
- Общенаучные, или общелогические методы: анализ, синтез, индукция, дедукция и др.
- Специальные теоретические методы: историко-генетический, системный, социокультурный, структурно-функциональный, компаративистский и др.
- Эмпирические методы и методики исследования: анкетный опрос, эксперимент, факторный анализ, когнитивное картирование, контент-анализ публикаций; экспертная оценка, конкретно-ситуативное исследование, компьютерное моделирование, матричное исследование и др.
К методам культурной антропологии относятся: сравнительный метод; метод эволюционно-исторического развития культуры; структурно-функциональный анализ; метод географического детерминизма; историзма; психологический метод и др.
Среди методов герменевтики выделяют: историко-критический метод; метод целостной интерпретации; метод литературного анализа и др.
Основные факторы общетеоретического анализа включают деятельность, связанную с социальной организацией людей (политическая, хозяйственная, правовая культура), с порождением социально-значимой информации (искусство, наука, религия), с деятельностью, ориентированной на приобретение навыков взаимопонимания и взаимодействия членов общества (массовая культура, образование, институты трансляции «высокой культуры»).
В культуре отображена совокупность устойчивых оснований, на которых базируется жизнь членов общества на определенных стадиях исторического развития. Теоретическое рассмотрение этих оснований помогает определить состояние культуры на цивилизационном и глобальном уровне, изучить универсальные исторические способы участия людей в социокультурной форме.
Конкретно-исторический анализ культуры изучает историко-культурный регион, этнос, страну, субкультуру. Понятия «культурно-исторический тип», «цивилизация» раскрывают определенную содержательную и структурную определенность культуры через совокупность ее устойчивых формообразующих характеристик.
Культура существует в процессе непосредственного взаимодействия людей. Каждый исторический этап существования культуры предопределен характерным ему культурным типом.
Методы социологических исследований
Методы социологических исследований – это способы обоснования и построения социологического знания, а именно:
- сбора информации (опрос, наблюдение, эксперимент, анализ документов и др.;
- методы обработки и анализа информации (латентно-структурный, факторный, регрессивный, корреляционный, ранжирование, шкалирование, дисперсионный анализ, индексирование и др.);
- методы построения теории (сравнительный, причинный, генетичексий, функциональный и др.).
Наиболее часто используются следующие методы социологических исследований.
Опрос – метод, используемый для сбора первичной информации.
Интервью – беседа интервьюера с одним или несколькими опрашиваемыми по различным актуальным проблемам (интервью-мнение, интервью-сообщение).
Контент-анализ (анализ содержания) – анализ содержания продуктов коммуникативной корреспонденции и текстовых массивов.
При изучении культуры применяют методы смежных наук: методы интертекстуального анализа и деконструкции текстов, методы психоанализа, методы насыщенных описаний, биографий и др. Использовать данные методы необходимо с осторожностью, чтобы сохранить достоверность фактам, традицию объективного и научно-рефлексивного подхода к явлениям в социальной жизни. Такие приемы расширяют возможности интерпретации уже полученных данных.
Согласно ценностно-нормативному подходу, культура представляет собой метод ценностного усвоения действительности в ходе поиска возможности удовлетворения потребностей людей. Культура – общеразделяемая система ценностей и норм, объединяющих людей в единую целостность – общество и регулирующих взаимоотношения между ними.
Инструментальный подход рассматривает культуру как средство, культурологический – как творчество, функциональный подход рассматривает культуру как совокупность социальных институтов, а биологический подход – как потребности.
Современные методы анализа культуры: структуралистический и семиотический.
Структуралистический метод рассматривает разные виды культуры и практики, являющиеся самостоятельными системами. Связь между природой и культурой проявляется в области языка в разных формах.
Все то, что в человеческой природе носит всеобщий характер, относится к природе, а вынуждаемое нормами – к культуре.
Последователи семиотического метода указывают, что человек стремиться не исчезнуть во всеобщей энтропии, а жить. Человеку для биологического существования достаточно удовлетворить свои естественные, первичные потребности. Однако существование общества без культуры невозможно.
Социологический анализ культуры позволяет изучать территориальное и социальное распределение форм и способов освоения, применения и создания людьми объектов культуры.
Социологический анализ помогает выявить изменчивые и устойчивые тенденции в культурной динамике и механизмы, их обуславливающие. В результате можно определить вклад разных социальных групп в культуру и направление ее движения.
Методы визуальной социологии
Методы визуальной социологии (визуальной антропологии) первоначально использовали для исследований культур «примитивных народов» с помощь фотографий и кинофильмов
В современном мире визуальная антропология является своеобразным интеллектуальным течением.
Для визуальной социологии характерно:
- предметом исследования является собственная, современная культура;
- в качестве эмпирических материалов берутся различные «визуальные» тексты – фотографии, кинофильмы, журналы, коллекции мод, реклама, поведение отдельных групп людей;
- при исследовании внимание акцентируется на анализе отношений между символическими и социальными порядками.
Символическое «кодирование» и «декодирование» визуальных знаков, как правило, происходит на уровне бессознательных автоматизмов.