Интернет как объект научного исследования
Развитие глобальной сети Интернет произошло достаточно быстро и, что самое главное, эффективно, несмотря на стремительность распространения. С самого начала развития сети в России у исследователей возникла необходимость в получении адекватных, актуальных и, безусловно, достоверных данных о том, какое количество компьютеров подключено к сети, сколько человек в определенный промежуток времени задействованы в Интернете и пользуются различными сервисами. К сервисам, которые анализировали ученые, относятся такие, как:
- Электронная почта;
- Информационные ресурсы;
- Социальные сети;
- Научно-исследовательские порталы.
Изначально для того, чтобы решить поставленную задачу, использовались данные служб регистрации IP-номеров пользователей, а также их доменных имен. В период начала исследований Сеть была не настолько обширной, поэтому данная информация могла дать ориентировочные показатели о количестве пользователей, которые не сильно отклонялись от реальных показателей. Но позднее наступил этап, когда активно используются онлайн-опросы. Они осуществляются на разнообразных сайтах, которые посещают пользователи, и именно из сети таких сайтов и формируется интернет-пространство.
Инициаторами онлайн-опросов являлись программисты, а также администраторы сайтов, поэтому на проблемы репрезентативности полученных данных никто не обращал внимания. При этом они стремились к самой идее осуществить «социологическое» исследование, забывая о его специфике, особой форме подготовки и, что самое главное, методов по интерпретации полученных данных.
В России несколько раз предпринимались попытки провести интерактивную перепись населения с использованием совершенно новых компьютерных технологий. Но ни агитация, ни перспективы возможного благоприятного исходи, ни возможности экономии ресурсов и времени не учитывали того факта, что в подобных опросах принимает участие не все население, а лишь некоторые специфические социальные группы. Следовательно, делать выводы о размере, а также о социальном и демографическом составе российской интернет-аудитории не только некорректно, но и просто невозможно.
Все эти обстоятельства привели к тому, что в научных кругах стали поднимать идею о появлении нового направления – социологии интернета. В данном случае информационные технологии будут сочетаться с методикой и методологией социологических исследований, что позволит получать более точные и профессиональные данные о потребностях аудитории, ее интересах и, что самое главное, о ее численности и посещаемости тех или иных информационных ресурсов.
Сущность социологии интернета
Регулярный сбор, а также последующий анализ и предоставление результатов по распределению интернет-аудитории проводится примерно с середины 1990-х годов. Причем, проводится не только поверхностный анализ, но и исследуется распределение по странам и отдельным регионам.
Эти процессы совпадают с тем, что именно в 1990-е годы появился Интернет в том привычном виде, с которым мы привыкли работать сегодня. Именно по этой причине данные о количестве пользователей и составе категорий глобальной сети Интернет предоставляются, начиная с 1995 года. Если изначально проводилась фиксация тех сведений, которые касались динамики роста Сети Интернет, то в дальнейшем к исследованиям подключились и ведущие маркетинговые агентства.
Сегодня в области социологических исследований в рамках Интернет-пространства наметились несколько лидеров:
- Nielsen//NetRatings;
- Агентства компании eMarketer;
- Агентства компании Nua Internet Surveys;
- Исследовательская компания IDC;
- Агентство eTForecasts.
Если говорить о международной значимости социологии Интернета, то это подтверждает и тот факт, что даже некоторые международные организации сегодня вольно часто публикуют данные, обзоры и прогнозы по развитию информационно-коммуникативных технологий, а также о распределении интернет-аудитории в современной глобальной сети Интернет.
Среди организации отметим ЮНЕСКО, Международный союз по вопросам телекоммуникаций (International Telecommunication Union (ITU)). Существует также обширный спектр различных национальных агентств и исследовательских центров, которые позволяют надежно обеспечить проведение социологических опросов интернет-аудитории как своих государств, так и близлежащих регионов.
Что касается нашей страны, то в Российской Федерации практика осуществления репрезентативных социологических исследований началась в период с 1998 по 2000 годы. Именно в этом время профессиональные исследовательские компании и агентства стали включать в анкеты такие вопросы, которые связаны с использованием Интернета, а также с его влиянием и ролью в жизни человека.
В настоящее время основные данные о динамике расширения интернет-аудитории, а также данные о ее распределении в соответствии с регионом проживания предоставляют исследования, которые проводятся такими организациями, как Фонд «Общественное мнение», компания ROMIR, TNS Gallup Media, ряд организаций, специализирующихся на опросах общественного мнения (например, ВЦИОМ, Левада-центр и другие).
Таким образом, социология интернета как самостоятельная социологическая отрасль закрепилась в научном знании довольно прочно. Это связано с тем, что в целом Интернет сегодня играет ведущую роль в жизни человека. Оттуда он получает наиболее полезную, актуальную и интересующую его информацию, общается.
Не менее популярный способ использования Интернет-технологий – работа (удаленная работа). Это значит, что исследовать нужно не только тот контент, который размещается в Интернете, но и то, какая информация в действительности интересует человека, а что следует игнорировать как в информационных ресурсов, так и ставить под запрет в социальных сетях. Авторы подчеркивают, что сегодня без исследований Интернет-пространства практически невозможно в целом проводить исследования иных областей жизни человека.