Идеология – это система концептуально оформленных идей, выражающая мировоззрение, интересы и идеалы различных общественных движений, социальных классов, наций и т. д.
Сущность идеологии
Идеология формируется идейными представителями классов и направляется на утверждение или изменение существующих общественных отношений. В сфере идеологии сформированы системы ценностей различных общественных классов, которые могут формулировать программу собственной деятельности.
Господствующей внутри этого общества считается та идеология, которая относится к господствующему классу. Эта группа людей всегда держит в собственных руках средства духовного и материального производства, имеет способы влияния на массовое сознание людей, часто манипулирует им в собственных целях.
Идеология представляет собой также часть надстройки и необходимый фактор формирования политических и правовых отношений. Идеология является частью общественного сознания и занимает место внутри его структуры как другой уровень по отношению к общественной психологии и обыденному сознанию.
Соответственно можно выделить:
- политическую и правовую идеологию;
- философию и религию;
- нравственное и этическое сознание.
Философия – это форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.).
Часто философию и идеологию отождествляют между собой, но на самом деле это не совсем верно, поскольку идеология может базироваться на различном философском контексте.При этом наука является преимущественно формой познания, а не идеология, поскольку она испытывает влияние идеологии. Научные открытия осмысливаются в разных формах идеологии, а фундаментальные теории общественных наук имеют идеологический характер.
Идеология является формой общественного сознания, которая в том числе позволяет распределить притязания социальных групп на власть. К политическим идеологиям современного общества относят: либерализм, консерватизм, социализм, национализм. Также существуют иные виды идеологии, например, феминизм, экологизм, и пр.
Для современного общества характерна идеология инноваций. Она опирается на тезис особой ценности научно-технического прогресса абсолютно для всех слоев общества. При этом возможны либеральные, социалистические, консервативные акценты, отражающие интересы конкретных социальных групп, а также конфигураций и союзов.
Научно-технический прогресс – это процесс и результат совершенствования техники, технологии, энергетики, товаров и услуг на базе использования результатов научных исследований в целях достижения экономического, социального, экологического и информационного эффекта.
В современном общественном пространстве существуют своего рода идеологические проекты, которые связаны с идеями коммерциализации научно-технического прогресса, при которых ценность инноваций рассматривается через экономическую выгоду.
Предмет и функции социологии
Что касается социологии, то, как самостоятельная наука она возникла в первой половине XIX в. Ее основателем считают О. Конта. Социология, как и любая научная дисциплина имеет собственный объект и предмет исследования. Под объектом понимается сфера реальности, которая подлежит изучению и на нее в большинстве случаев направляется научный исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии можно представить общество, в связи с чем она имеет прямую связь с идеологией. Обе системы знания находятся в одном и том же информационном поле.
При этом каждая из названных дисциплин выделяет свои специфические аспекты и свойства общества. Определить предмет исследования социологии достаточно сложно, так как в течение длительного исторического периода представители различных социологических школ высказывают различные взгляды на ее суть.
Например, французский социолог Э. Дюркгейм считал, что предметом социологии являются социальные факты, а именно:
- традиции;
- нормы и законы;
- ценности.
Социологическая наука выполняет ряд функций. Среди них:
- гносеологическая функция или постижение настоящих и будущих проблем данного общества;
- прогностическая функция или научное предвидение социального развития в целом, а также его отдельных структур и подсистем. В целом выделяется примерно два типа социальных прогнозов, а именно: нормативный и поисковый. Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? В нормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта;
- социальное проектирование. Сущность данной функции заключается в разработке моделей конкретной организации объекта социума;
- организационно – технологическая функция позволяет обеспечить и внедрить в практику социальные технологии, выступающие элементами прикладного социологического знания;
- управленческая функция заключается в решении проблем управления социальными системами. Исходным материалом для разработки управленческих решений выступают социологические прогнозы и методики.
Таким образом, под объектом социологии чаще всего понимается та часть действительности, которая может быть объективно изучена этой наукой в конкретный момент времени. Такой взгляд на объект социологии можно считать наиболее прогрессивным и общепринятым в системе современного социологического знания и при соответствии междисциплинарному подходу.
Резюмируя все вышесказанное можно сделать вывод о том, что социология и идеология взаимосвязанные понятия, которые основываются на ценностных суждениях, частично используемых научную аргументацию, отражающую и формирующую идентичность и интересы социальных групп.