Социология города: сущность понятия
С самого начала изучения города имело междисциплинарный характер, сочетая в себе историческое, социологическое, экономическое, культурологическое, искусствоведческое, градостроительное, психологическое, криминологическое и другие его виденья. Сегодня социология города превратилась в отдельную междисциплинарную область научного знания и его значение все более возрастает. Однако в высших учебных заведениях накопления соответствующих научных материалов и чтения данного курса только начинаются, а иногда эта дисциплина вообще остается без внимания академических программ.
Город как объект исследования - это в определенной степени абстракция, или даже химера. Неповторимость и уникальность каждого отдельного города, соответствующий ракурс его видения, методологическая позиция автора, порождают различные городские образы, которые по-разному рассматриваются и интерпретируются.
Тема города никогда не была лишена внимания, в истории социологии постоянно предпринимались попытки выявить уникальность городских процессов, структуры города, его организации и тому подобное. Более того, создается впечатление, что феномен города и специфика городской жизни иногда заменяет все современное общество в тех или иных его социологических интерпретациях. Это и не удивительно, ведь от возникновения современного общества чрезвычайно интенсивный процесс урбанизации, сопровождавшийся огромным наплывом сельских мигрантов и иммигрантов, стал одним из факторов усиления внимания социологов к проблемам больших городов и городских агломераций.
Теории и проблемы социологии города
Одним из первых, пространственной структурой городов, начали активно заниматься основатели Чикагской школы Р. Парк, Е. Берджесса, Р. Маккензи, начав отрасль «социологии города». Объектом научного интереса представителей этой школы становились различные деструктивные явления, локализовались одновременно в тех или иных социальных группах и определенных частях города:
- Ч. Джонсон исследовал положение негров в Чикаго;
- Н. Андерсен - сезонных рабочих, которые мигрируют на Запад;
- Ф. Трешер - молодежные группировки и банды;
- Л. Вирт - еврейское гетто;
- Н. Хайнер - внутренняя жизнь гостиниц;
- П. Кресси - платные танцзалы;
- Дж. Ландеско - организованной преступности Чикаго;
- П. Юнг - общину русских молокан;
- Х. Зорбау - социально-территориальную стратификацию города.
Как видим, большинство проектов носили характер case study и ограничивались фокусированным описанием конкретного явления. Интерес европейских исследователей больше сосредотачивался на поиске ключевых критериев и четких индикаторов (например, цены на недвижимость) структурирование города. Серезно отличается опыт научного изучения советских городов (Г. Зборовский, Е. Перцик, А. Яницкий), ведь и практика развития, и сами ученые руководствовались преимущественно экономико-географическими показателями.
Социокультурный подход, специфика и основные возможности его применения к изучению и объяснению процесса управления все больше приобретает значение в научной среде. Это не в последнюю очередь обусловлено теми глубокими трансформационными процессами, которые происходят сегодня в мире и несут на себе отпечаток интеграционных и глобализационных тенденций. Мы живем в мире, где культура приобрела не только самостоятельного статуса, но и ощутимого значения в процессе формирования общественных отношений и общественного взаимодействий. С точки зрения социокультурного подхода, общественная жизнь - это целостный процесс социального творчества на основе культурных программ.
Такий подход позволяет рассмотреть то, что в основном приходилось из поля зрения исследователей города, которые работали по классической схеме. В фокус исследования попадают:
- историческая и коллективная память и ее материальные воплощения в городском пространстве;
- городская неравенство, сегрегация и возможности ее изучения;
- культурная политика и «творческий город»;
- город как социальный текст - маркировка городского пространства;
- изучение социокультурной динамики и изменений в городе за исследования знаково-визуальной среды и обыденного восприятия города его жителями т.д.
Цель раздела социологии, "социологии города" - комплексное изучение города как сложного и многоаспектного феномена, как формы сообщества, как типа социальности, сущностной чертой которого является интеграция разнородных видов жизнедеятельности в единую систему с собственным механизмом поддерживания и воспроизводства стабильности и порядка.
Общие принципы теоретического осмысления феномена города
Важность городской среды для человека исторически была обусловленна тем, что город также всегда был стержнем современных технологий, инновационной активности, высокого уровня социокультурной динамики и мобильности.
По справедливому выражению Л. Вульфа (Larry Wolff) - «город всегда олицетворяло собой большую множество конкурирующих реальностей - миров, интенций, мировоззрений, было синтезом фундаментальной институциональной активности, полем ценностной сепарации между традиционными и индустриальными обществами и экономиками» говорится здесь о конституировании и системном утверждении качественно нового пространства общественной свободы, доверия, солидарности и степень ответственности граждан не только за свою судьбу, но и за судьбу всей городской общественности.
Город олицетворяет собой свободу и общественную справедливость. Именно в городах утверждается принципиально новый особый способ мышления раннего западного капитализма, возникает «совокупность правил, возможностей, расчетов, умение жить и обогащаться одновременно». Город привлекал к себе новых «модульных индивидов», которые своими активными действиями, поступками, индивидуальной языковой семантике меняли мир взаимоотношений и проектировали новые стратегии развития. Их образ жизни был направлен на расширение измерений общественной свободы и рациональности.
Макс Вебер (Max Veber) в своей теории общественного развития подчеркивал значение формульно- инструментальной рациональности как основной черты развития городской цивилизации. Города становятся олицетворением рационализации социального действия, которая является «тенденцией самого исторического процесса». Ведущая роль целерационального действия в городской среде кардинально меняет его структуру.Вебер указывает на рационализацию общественных отношений как в западных, так и в восточных городах. Впрочем, он определяет и существенные различия между западным и восточным (азиатским) городским порядком.