Аристотель как первый социолог
Несмотря на то бытующее мнение о том, что социология как специфическая форма научного знания сформировалась только в начале 19 века, ее истоки уходят далеко вглубь истории. Сам Огюст Конт (признанные основатель социологической науки), первым социологом может считаться именно Аристотель. Кстати, это же мнение поддерживают и многие другие исследователи в социологической и философской науках.
Это мнение подтверждается и многими современными методологическими оценками и исследованиями, в рамках которых все более уверенно высказывается мысль о том, что невозможно провести четкую линию между такими направлениями, как социальная философия и теоретическая социология. Единство этих форм познания находит свое доказательство в том, что работы многих исследователей в области социологии (например, Огюста Конта, Маркса и Спенсера, Фромма и Хабермаса) имеют как чисто философский смысл, так и огромную долю от теоретической социологии.
Таким образом, работы Аристотеля, которые он разрабатывал в области социальной проблематики, без всякого преувеличения можно отнести к разряду социологических. Безусловно, их специфика заключается в глубоком философском погружении (работы по логике, психологии, политологии, этике и эстетике). Именно это придает им весьма впечатляющее теоретическое обоснование, и именно по этой причине они могут стать основой любого современного конкретно социологического исследования.
Социологические идеи Аристотеля
Социологические мысли и идеи Аристотеля прослеживаются в ряде его известных работ. Тем не менее, особое значение в этом плане имеет такое его произведение, как «Политика». В нем интегрированы в рамках единого социально-философского учения следующие направления исследований:
- Проблемы человека;
- Проблемы общества;
- Проблемы социальной структуры и уровней общения;
- Государство;
- Особенности социального управления;
- Специфика социального неравенства;
- Права гражданина и не гражданина.
В наше время такое учение воспринимается исключительно как философское направление (или как историко-философское), но для своего времени оно имело четко выраженный социологический смысл. Этот смысл определяется, в первую очередь, тем, что многие идеи работы Аристотеля имеют не абстрактный, а вполне конкретный и направленный характер.
Аристотель не только изобретает что-то: он скорее описывает то, что уже сложилось и устоялось в реальной политической жизни античного общества. Именно это, если перенести в нашу реальность, является основным требованием к современному социологическому исследованию.
Еще один показатель того, что трактат Аристотеля является социологическим – наличие большого количества рекомендаций, обращенных к руководителям полиса-государства. Они разрабатывались с целью совершенствования полисной жизни, а также для достижения полной социальной гармонии. Нетрудно провести параллель и понять, что именно такая же цель имеет особое значение в рамках современной социологии. Все это позволяет твердо утверждать, что идеи, которые были изложены Аристотелем в трактате под названием «Политика» имеют не только исторический характер, но и вполне современный методологический смысл и замысел.
Значение социологических идей Аристотеля
Значение изложенных Аристотелем идей достаточно велико, как с точки зрения методологии, так и с точки зрения оценки многих положений современной теоретической социологии, которые зачастую подаются авторами как последнее слово науки, которое нельзя оспорить. По сути же, эта информация представляет собой лишь модернизацию того, что было уже исследовано и подтверждено в прошлом.
Благодаря Аристотелевскому учению о человеке, обществе, политике и государстве, можно выделить следующие смысловые блоки, которые также актуальны и по сей день:
- Методологические установки автора;
- Учение о человеке и семье;
- Учение об управлении;
- Учение о происхождении, сущности и функции государства;
- Учение о формах государственного правления;
- Учение об экономической основе жизни общества, экономических отношениях и социальном неравенстве.
Современная структура общества в какой-то степени подразделена на различные части именно благодаря Аристотелю. Он первым обратился к излюбленному методу исследования – анализу. То есть, он использовал расчленение единого целого на части с указанием функциональных особенностей последних единиц. Также Аристотель занимался установлением их связей и отношений в структуре целого.
Именно благодаря этому методу можно проникнуть в сложный мир общества и его отдельных элементов. Такими элементами в его социальной системе выступают следующие:
- Человек;
- Семья;
- Селение;
- Государство.
Общество, по Аристотелю, - это политическая система, и именно этим оно отличается от простой группы людей. Политическая система ведет за собой возникновение политических отношений. Они формируются в рамках отдельного города-государства (в эпоху Аристотеля город-государство носил название полис).
В научный оборот также вводится такое важное понятие, как «общение», которое имеет вполне социологический обоснованный смысл (в современном мире его нередко заменяют понятием «коммуникация»). Кроме того, выделяется такой показатель общения, как иерархичность. То есть, в общении и взаимодействии между членами общества есть определенная структурная организованность.
Также Аристотель анализирует понятие «управление» и указывает, что оно реализуется с двух сторон: как господское и как политическое. Здесь же рассматривается соотношение человеческих начал: «душа» и «разум». Их взаимоотношение рассматривается как факт нормальное природы человека, которой не характерны какие-либо отклонения. Опираясь на данную идею, он в дальнейшем обосновывает тот характерный принцип господства и подчинения, который прослеживается на всех уровнях социально-политической системы общества, что является актуальным и в современном мире.