Основы формирования теории позитивизма в социологии
Первые предпосылки формирования социологии, как науки получили свое отражение в теории позитивизма. Теория позитивизма (от лат. positivus - положительный) является первым направлением, появившимся в социологии XIX в. Его роль заключалась в построении новой системы знаний об обществе, основанных на инструментарии естественных наук. На начальных этапах своего развития позитивизм противопоставлялся чрезмерному теоретизированию и образовался в результате исключения абстрактных рассуждений об обществе и попытки создания «позитивной» социальной теории, соответствующей всем ключевым параметрам естественнонаучной теории.
Согласно позитивизму, основная задача социологии состоит в исследовании социальных явлений с использованием эмпирических и аналитических методов. Только в этом случае она бы обладала «позитивными» чертами, т.е. способностью эффективно решать проблемы общества.
Основоположники позитивизма (главным образом Огюст Конт) полагали, что знания об обществе должны обладать свойствами строгости и точности, обоснованности и достоверности, реальности и полезности, аналогично знаниям о природе, получаемым из естественных наук. В своем труде «Дух позитивной философии» Конт писал о нескольких определениях термина «позитивное». Оно обозначает действительное в противоположность химерическому, полезное в противоположность бесполезному, достоверное в противоположность сомнительному, точное в противоположность смутному, положительное в противоположность отрицательному.
Законы функционирования и развития общества согласно позитивизму изучались, как продолжение законов природы согласно степени, признавалась их неизменности во времени. По этой причине ученые считали невозможной попытку вникнуть в суть и причины бытия социальных явлений и процессов.
Философская парадигма к обоснованию законов развития общества как продолжению законов природы открывал возможность сторонникам позитивизма к изучению общества не столько в рамах динамики, сколько в рамках статистики. Таким образом, общество рассматривалось как система, находящаяся в состоянии стабильности и лишь позже в ситуациях изменения.
Согласно мнению позитивистов, знание, отвечающее требованиям позитивной философии, могло добываться только с использованием методов естественных наук. Ключевыми среди них являлись наблюдение, эксперимент, сравнительный, исторический и в определенной степени математический методы.
Направления позитивизма в социологии
Позитивизм как социологический подход XIX в. проявился в таких более конкретных своих направлениях, как
- натурализм;
- органицизм;
- эволюционизм.
Кроме указанных течений, к позитивизму относятся также социальный дарвинизм, механицизм, географический детерминизм, расово-антропологическое направление и т.д.
Для всех этих направлений и течений характерен один общий принцип – социологический редукционизм. Его смысл состоит в объяснении основных явлений общественной жизни с точки зрения единственного определяющего фактора, к примеру, биологического, географического, расового или какого-либо еще. В истории социологии все прописанные выше течения и направления получили название «школ одного фактора».
Наиболее полное отражение идеи позитивизма получили в социологическом направлении неопозитивизма. В рамках теории неопозитивизма социальные явления рассматривались, опираясь на общие законы природы и социальной реальности.
Широкое распространение теория позитивизма получила в естествознании, а так же стала методологической основой социологии на начальных этапах ее становления.