Современная западноевропейская социология выражается прежде всего в субъективистских теориях.
Социологический субъективизм
Впервые получил свое развитие в понимающей социологии М. Вебера, в рамках которой постулируется идея о важности индивидуальных мотивов социальный действий, которые в совокупности и составляют реальность общественной жизни. Помимо М. Вебера значительный вклад в развитие в развитие субъективизма внесли представители философии жизни (В. Дильтей, П. Бергсон) и неокантианства (Г. Риккерт, В. Виндельбанд).
Так, В. Дильтей в созданной им исследовательской программе отграничивает социально-гуманитарное познание от естественнонаучного не только по предмету, но и по методу: если науки о природе ориентированы на гипотетико-дедуктивное объяснение явлений, то науки о духе должны описывать содержание душевной жизни индивидов и то как в ней преломляется действительность с целью ее понимания и интерпретации.
Ведь только человек из всех живых существ является объектом, «способным к субъективному восприятию и переживанию». Г. Риккерт противопоставляет номотетический метод естественных наук идиографическому методу наук о культуре, ориентирующему на познание единичного и уникального. Из этого следует мысль о важности для функционирования и развития общества не столько феноменов коллективной духовной жизни, сколько содержания психической жизни индивидов, каждый из которых наделен уникальным субъективным миром.
Понятие интерсубъективности
Значимым для выражения субъективистского подхода понятием является интерсубъективность, так как оно означает связанность сознаний индивидов и активную роль индивидуальных разумов в развитии общественного сознания. При этом, общественное сознание не сводится к множеству сознаний членов общества.
В социальной феноменологии А. Шюца «субъективная интерпретация» имеет необходимое значение в осмыслении социальности, т.к. создается субъективными координатами личности. Благодаря А. Шюцу мы имеем нечто большее, чем простое обобщение позиций М. Вебера и Э. Гуссерля.
«Однако подобно Колумбу, искавшему путь в Индию, а открывшему Америку, А. Шюц обнаруживает теоретическую эвристичность и социологическую эффективность принципиально новых для классической, объективистской парадигмы социального знания методологических подходов, адекватных его задаче исследовать предельные основания социальности как процесса оббмена человеческими смыслами».
Социальный конструктивизм
Если рассматривать общество в рамках социально-конструктивистской парадигмы, то оно представляется как особая интерсубъективная реальность, формируемая и поддерживаемая в ходе коммуникации индивидов, его составляющих. При этом, наряду с субъективными фактами сознательной жизни индивидов, содержанием сферы сознания каждого из них, квалиа, которые они могут выражать посредством самых разнообразных знаково-символических средств в ходе коммуникации, необходимо выделить целый комплекс объективированных идей, представлений и чувств, которые получая независимое от индивидов существование, интегрируются в такое образование духовного плана, как общественное сознание.
Содержание общественного сознания также влияет на формирование сознания индивидов, из чего мы можем заключить, что социокультурная детерминация сознания личности осуществляется на границе взаимодействия между его сознанием и идеальным содержанием жизни всего общества.
Находясь на пересечении множества интерсубъективных связей, личность чутко реагирует на изменения в названных компонентах социальной реальности как содержанием, так и функциональным состоянием своего сознания. При этом, исходя из понимания сознания, как феномена, управляющего поведением личности, мы полагаем, что особенности работы сознаний индивидов во многом определяют облик общества в целом, его функционирование и развитие.