Здоровое общество – здоровый человек
Следуя социально-философской теории представителя фрейдомарксизма Э. Фромма, больное общество порождает больного человека, но и больной человек не способен на формирование и поддержание здоровой социальной среды даже в границах своего жизненного мира, центром которого является его тело и мир рабочих операций. С другой стороны, здоровое общество - это сообщество гармонично сосуществующих с самими собой и с миром личностей, имеющих необходимые условия для самореализации, со сформированной самоидентичностью, концепцией собственного Я, имеющих потребности, удовлетворение которых способствует раскрытию потенциала каждого из них.
Повседневная жизнь современного человека состоит из множества измерений: семейного, профессионального, досугового и целого ряда иных. Во многом ее содержание и наполняемость определяются характером современного общества, его культурным базисом. В обществе конструируется «среда обитания», включающая «идеальные» элементы (идеи, ценности, знания), нормативные (различные виды социальных норм) и материальные (артефакты и инфраструктура).
Гуманизм Э. Фромма
Рассмотрение проблемы влияния нравственного климата в обществе на сознание личности выводит нас на гуманистическую проблематику, поскольку гуманизм представляется нам одних из базовых этических принципов, утверждающих человека в качестве важнейшей ценности. Мы считаем, что благополучие личности и гармоничность ее внутреннего субъективного мира во многом зависит от соответствия требований, предъявляемых обществом через его институты и структуры сущностным чертам человека. Подобная идея получила развитие в теории Э. Фромма, который усматривал причины неврозов, психозов, агрессии, девиации, деструктивных и аутодеструктивных действий в несоответствии сформированного в обществе социального характера сущностным чертам человека, в результате которого блокируется его внутренняя психическая активность.
Критика потребительства
Э. Фромм выступал с критикой современного ему капиталистического потребительского общества, социальный характер в котором характеризуется чрезмерным консюмеризмом, пассивностью, снижением творческого начала. Выделяя две основные ориентации как социального, так и индивидуального характера – на обладание и на бытие – он констатирует преобладание в экономически развитом западном обществе первой ориентации характера, которая, по его мнению, противоречит изначальной нацеленности человека на творчество и продуктивную деятельность.
Можно согласиться с подобными рассуждениями Э.Фромма, которые по своей акцентированности на человеке и его благополучии можно считать гуманистическими. При этом, мы учитываем неоднозначность и многоплановость человеческой природы, породившая значительное разнообразие вариантов гуманизма. Гуманистический дискурс актуализировался в те моменты истории человечества, когда наблюдался кризис, затрагивающий духовную мировоззренческую сферу жизни общества, когда вновь пробуждались вопросы о месте человека в мире, о его судьбе, смысле жизни, свободе, ответственности и т.д.
Интерпретация Маркса
Интерпретируя идею Маркса о воздействии материальных условий жизни на сознание личности, утверждал, что элементарные материальные потребности, называемые в современной науке физиологическими, являются базовыми для жизни каждого человека, и если социально-экономическое положение человека не позволяет ему их удовлетворять в полной мере, то это блокирует всякую возможность духовного развития личности.