Требования к формулировке социологических вопросов – это правила, которыми руководствуются исследователи при составлении вопросов, необходимых для проведения социологического исследования.
В современном понимании социологические опросы стали применять в науке во второй половине XIX века. Самыми первыми их использовали К. Маркс и Ф. Энгельс во время подготовки своих трудов о положении рабочих. Широкое распространение опросы получили в начале XX века с развитием эмпирической (прикладной) социологии. Сегодня опросы широко применяются в социологическом исследовании, что в какой-то мере становится даже своеобразной визитной карточкой самой науки социологии.
В социологической литературе существует множество правил и советов по составлению вопросов для анкет и интервью, требования помогают избежать грубых ошибок и неэффективных вопросов, ведь если допустить ошибки во время составления вопросов, скорей всего не избежать ошибок и во время формирования выборки, сбора и анализа сведений.
Основные правила составления вопросов
Недвусмысленные характер, к примеру такой вопрос: "Согласны ли вы с утверждением, что стиральный порошок "Миф" лучше отстирывает вещи, чем порошок "Пемос", как по-вашему можно улучшить качество порошка "Пемос"?", данный вопрос носит двусмысленный характер, таких вопросов следует избегать.
Простота и краткость – необходимо избегать длинных и сложных для понимания вопросов, не стоит формулировать вопросы, в которых содержатся более 25 слов.
Избегать сложных слов и терминов – не используйте в вопросах слова, которые могут быть не понятны респондентам, так как многие просо могут не знать значение того или иного слова или не правильно его трактовать, в результате ответа на вопрос либо не будет, либо он будет носить не достоверный характер. Стоит избегать сложных технических терминов, сленга, все эти слова заменять более понятными и простыми для понимания.
Избегать двойного отрицания. Пример: " Вы бы не стали использовать пасту, которую не одобрили стоматологи?" Ответ здесь очевиден, лучше сделать вопрос ясным и не затуманивать его отрицанием очевидного.
Избегать предубежденности при составлении вопроса. Избегайте вопросов, которые заранее подсказывают нужный вам ответ, так как он будет не точным для респондента, но желаемым для исследователя. Таким образом, заведомо создается систематическая ошибка и пристрастность ответов.
Вопросы для телефонного опроса
Помимо анкетных опросов, в социологическом исследовании опросы могут быть телефонными и почтовыми, такие опросы имеют как достоинства, так и недостатки.
К достоинствам можно отнести высокую оперативность результатов, отсутствие влияния интервьюера, большой географический охват, не большое количества затраченных средств, возможность быстрой обработки полученных данных с помощью компьютерной техники.
К недостаткам можно отнести ограничение по времени, использование самых простых вопросов, не возможность использования наглядных материалов, опасность смещения выборки из-за низкого уровня телефонизации (или, например, из-за большого количества незарегистрированных в справочниках номеров).
Вопросы для почтовых опросов
Не потеряли своей актуальности и почтовые опросы, они также имеют свои достоинства и недостатки. Из достоинств можно выделить следующее: удобное для респондента время, отсутствие влияния интервьюера, широкий охват, не высокая стоимость, высокая анонимность.
Почтовые опросы также имеют и недостатки: отсутствие контроля за процессом, при таком опросе нет возможности что-то уточнить или пояснить. Вопросы должны быть простыми и понятными, по времени такой опрос длится долгий период.
Вопросы для интервью
Интервью – это вид общения с человеком, который используется для сбора информации, чаще всего интервью применяется в социологии.
В анкете респондент самостоятельно интерпретирует вопросы в пределах своего собственного знания, в стандартизированном интервью общение обычно строго регламентировано, специально составленными вопросами, которые предназначены для интервьюера. Во время интервью необходимо точно придерживаться вопросов, не искажать их формулировку и последовательность.
Если во время интервью возникает необходимость уточнить неясные понятия или объяснить смысл вопроса интервьюер не должен при этом допускать произвольного толкования и отклонения от смысла первоначальной формулировки вопроса.
Интервью с открытыми вопросами не предусматривает стандартизации поведения между интервьюером и респондентом. Интервьюер задает вопросы и получает на них ответы, которые он должен максимально четко и полно зарегистрировать без добавления лишнего.
Таким образом, правильная формулировка вопроса имеет решающее значение для качества получаемой информации.
Составление вопросов для анкет - это больше искусство, чем наука, главное, чтобы вопросы были понятны аудитории, для составления вопросов необходимо следовать следующим правилам:
- ясные и понятные вопросы;
- предполагаемые ответы должны быть удобными для записи;
- соблюдать порядок размещения предложенных вопросов;
- удобство анкеты;
- перед запуском основной анкеты, провести пилотажное исследование;
- вопросы должны быть короткими;
- вопросы должны вызывать правдивые и точные ответы;
- не использовать малоизвестные слова и сложные технические термины;
- вопросы должны быть последовательными и логичными;
- если есть необходимость, вопрос может содержать уточнение или пояснение, но при этом формулировка должна быть лаконичной;
- конкретный характер, избегать абстрактности;
- в вопросах не должно быть подсказок;
- вопросы должны предотвращать шаблонные ответы.
- избегать неприемлемых вопросов, которые могут вызвать негативные реакции;
- недопустимы вопросы суггестивного (внушающего) характера.
Правильная формулировка вопросов, их распределение на анкетном листе и редактирование – дело профессионалове, можно сказать, что речь здесь идет о научной «кухне» социологического исследования.