Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Стадии социологического исследования

Программа социологического исследования

Первой стадией практически любого исследования является разработка программы социологического исследования. Благодаря ей исследователь может выделить основные этапы исследования, указать ключевые понятия и элементы. В программе он выделяет актуальность изучаемой проблемы, цель и задачи, эмпирическую основу исследования, теоретико-методологические основания, а также условия выборки и ее объем, объект и предмет исследования.

Определение 1

Программа социологического исследования – это документ, который содержит методологический и методический, а также организационный планы конкретного социологического исследования. На основании этого плана социолог строит дальнейшую гипотезу, а во время практического изучения проблемы подтверждает или опровергает ее.

Программа выполняет ряд своих функций:

  1. Методологическая – определяется и прописывается методология конкретного социологического исследования;
  2. Методическая – социолог указывает на те методы, которые будут использованы для получения первичной социологической информации, которая в дальнейшем подвергнется обработка и тщательному анализу;
  3. Прогнозная – на основе предположений (гипотез) социолог выявит некоторые закономерности исследования, которые в дальнейшем будут или подтверждены, или опровергнуты.

    В стандартном социологическом исследовании социолог выделяет одну гипотезу-основание. В редких случаях заказчик, для уточнения определенных моментов исследования, может потребовать сформулировать также гипотезу-следствие. Обычно, Гипотез-следствий бывает не более двух.

  4. Организационно-технологическая – данная функция указывает на то, что в программе будут подробно описаны каждый этап исследования в нужной последовательности, что будет ориентировать исследователя и его команду.

В структуре программы содержатся следующие разделы: теоретико-методологический и методико-процедурный. В целом, подготовка программы относится к первой стадии социологического исследования, которой можно дать общее название – «Методологическая и методическая подготовка исследования». Программа чаще ложится в основу вводной части более фундаментальной работы исследователя - аналитической записки, диссертационного исследования.

«Стадии социологического исследования» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Сбор первичной информации

Вторая стадия социологического исследования – сбор первичной информации. Сначала исследователь определяет выборку.

Определение 2

Выборка – это процедура отбора наблюдений из общего множества по определенным критериям, которые обязательно будут учтены во время социологического исследования.

Обработка информации

Третий этап исследования – подготовка собранной информации к обработке. Здесь исследователь выбирает необходимую программу для обработки полученной информации (пакет Microsoft Office, а конкретно Excel, или пакет для социологических наук SPSS Statistics).

Заключительный этап социологических исследований – математический содержательный анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулирование выводов и рекомендаций по проведенному исследованию и по дальнейшему применения полученных данных.

Замечание 1

Итак, главные стадии социологического исследования выглядят следующим образом:

  1. Период разработки теоретической концепции и программы исследования как составной части перспективной программы. Чаще на реализацию этой стадии исследователь тратит почти треть всего времени, которое отведено на исследование;
  2. Полевой период – то время, которое отведено на сбор первичных данных, на их подготовку для ввода в компьютерную программу для дальнейшей обработки – примерно 20% от всего времени, отведенного на исследование;
  3. Период обработки и анализа данных, включая промежуточные научные отчеты по итогам предварительного анализа – примерно 40% от всего времени исследования;
  4. Время на оформление итоговых отчетов, аналитических записок и публикаций, а также подготовка презентации для представления результатов исследования заказчикам и потребителям – около 10% от всего времени.
Дата последнего обновления статьи: 29.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot