Программа социологического исследования
Первой стадией практически любого исследования является разработка программы социологического исследования. Благодаря ей исследователь может выделить основные этапы исследования, указать ключевые понятия и элементы. В программе он выделяет актуальность изучаемой проблемы, цель и задачи, эмпирическую основу исследования, теоретико-методологические основания, а также условия выборки и ее объем, объект и предмет исследования.
Программа социологического исследования – это документ, который содержит методологический и методический, а также организационный планы конкретного социологического исследования. На основании этого плана социолог строит дальнейшую гипотезу, а во время практического изучения проблемы подтверждает или опровергает ее.
Программа выполняет ряд своих функций:
- Методологическая – определяется и прописывается методология конкретного социологического исследования;
- Методическая – социолог указывает на те методы, которые будут использованы для получения первичной социологической информации, которая в дальнейшем подвергнется обработка и тщательному анализу;
-
Прогнозная – на основе предположений (гипотез) социолог выявит некоторые закономерности исследования, которые в дальнейшем будут или подтверждены, или опровергнуты.
В стандартном социологическом исследовании социолог выделяет одну гипотезу-основание. В редких случаях заказчик, для уточнения определенных моментов исследования, может потребовать сформулировать также гипотезу-следствие. Обычно, Гипотез-следствий бывает не более двух.
-
Организационно-технологическая – данная функция указывает на то, что в программе будут подробно описаны каждый этап исследования в нужной последовательности, что будет ориентировать исследователя и его команду.
В структуре программы содержатся следующие разделы: теоретико-методологический и методико-процедурный. В целом, подготовка программы относится к первой стадии социологического исследования, которой можно дать общее название – «Методологическая и методическая подготовка исследования». Программа чаще ложится в основу вводной части более фундаментальной работы исследователя - аналитической записки, диссертационного исследования.
Сбор первичной информации
Вторая стадия социологического исследования – сбор первичной информации. Сначала исследователь определяет выборку.
Выборка – это процедура отбора наблюдений из общего множества по определенным критериям, которые обязательно будут учтены во время социологического исследования.
Обработка информации
Третий этап исследования – подготовка собранной информации к обработке. Здесь исследователь выбирает необходимую программу для обработки полученной информации (пакет Microsoft Office, а конкретно Excel, или пакет для социологических наук SPSS Statistics).
Заключительный этап социологических исследований – математический содержательный анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулирование выводов и рекомендаций по проведенному исследованию и по дальнейшему применения полученных данных.
Итак, главные стадии социологического исследования выглядят следующим образом:
- Период разработки теоретической концепции и программы исследования как составной части перспективной программы. Чаще на реализацию этой стадии исследователь тратит почти треть всего времени, которое отведено на исследование;
- Полевой период – то время, которое отведено на сбор первичных данных, на их подготовку для ввода в компьютерную программу для дальнейшей обработки – примерно 20% от всего времени, отведенного на исследование;
- Период обработки и анализа данных, включая промежуточные научные отчеты по итогам предварительного анализа – примерно 40% от всего времени исследования;
- Время на оформление итоговых отчетов, аналитических записок и публикаций, а также подготовка презентации для представления результатов исследования заказчикам и потребителям – около 10% от всего времени.