Характеристики социологического исследования выборов
Социологические исследования выборов являются одними из наиболее актуальных и распространенных в практике социологических исследований в целом.
Рост их популярности возникает, преимущественно, в электоральный период, когда политики и власти нуждаются в постоянно обновляемой и актуальной информации о мнении населения в отношении того или иного кандидата или политической партии (все зависит от типа выборов и их масштабности).
Таким образом, социологические исследования выборов – это направление в электоральных социальных исследованиях, которые ориентированы на то, чтобы изучить общественное мнение в период избирательных кампаний. Цель социологических исследований выборов – дать прогноз результатов выборов, а также изучить мнение избирателей, их настроение накануне выборов, основные интересы и требования, которые нередко выдвигаются в этот сложный период.
Что касается результатов таких исследований, то они могут быть отражены в следующих нескольких направлениях:
- Результаты социологических исследований выборов позволят как отдельным кандидатам, так и политическим партиям выработать наиболее оптимальную и актуальную стратегию и тактику избирательной кампании;
- Результаты также позволят более полно и точно учесть настроения и пожелания электората, в который входят самые разные категории населения отдельного региона или всего государства в целом.
В ходе реализации социологических исследований в опросе принимает участие ограниченное количество избирателей, но такой выборки, как правило, достаточно для того, чтобы осуществить статистический прогноз в отношении избирательного поведения общей совокупности избирателей. Вопросы специально формулируются таким образом, чтобы респондент дал наиболее четкую ответную реакцию, не сомневался в выбранном варианте. К тому же, многие исследователи составляют опросники таким образом, чтобы электорат мог самостоятельно вносить свои коррективы и предложения (как правило, в тех вопросах, где предусмотрен вариант ответа «другое»).
Стоит отметить, что сами выборы, а также распространенные референдумы сами по себе уже – социологическое исследование. В опроснике человек должен выбрать того кандидата или ту партию, которая больше всего соответствует его интересам и потребностям. Но, акцентируем внимание на том, что в отличие от обычного социологического исследования выборы обладают правовыми последствиями, а от голоса гражданина зависит не только его личное будущее, но и будущее всего государства. Поэтому и в социологических исследованиях, и в заполнении выборной бюллетени необходимо соблюдать осознанность, вдумчивость, делать свой выбор не на основании личного отношения и эмоций, а на основании того, что тот или иной кандидат или та или иная партия может сделать для будущего государства и каждого гражданина, который проживает на его территории.
Социологические исследования как часть избирательной кампании
Безусловно, социологи сегодня играют важную роль в политической сфере: они организуют и проводят социологические исследования избирателей, подают определенные результаты, которые отражают реальное отношение электората к кампаниям и к выборам в целом. Социологические исследования могут проводиться многократно, тогда образуется серия исследований, которые являются очень важной частью избирательной кампании.
По результатам социологических исследований электората выстраиваются общие стратегические элементы, которые также вносят свои коррективы в избирательные кампании кандидатов. Как правило, в этом случае социологические исследования решают ряд задач и противоречий, что в большей степени упрощает жизнь и самим избирателям, и кандидатам. Решение вопросов упрощает понимание общей картины исследований.
Итак, социологические исследования выборов нацелены на следующее:
- выдача более четких и корректных прогнозов выборов на основании измерения предвыборных рейтингов кандидатов и настроение электората;
- прогноз явки избирателей на основании изучения мнения респондентов о том, пойдут ли они на выборы, будут ли голосовать за представленных кандидатов;
- выявление отдельных нюансов отношения избирателей к кандидатам (высказанное мнение, личное отношение, любая эмоциональная реакция – все это может стать инфоповодом для рассмотрения кандидата).
Стоит отметить, что социальные исследования направлены на проведение диагностики основных социальных проблем электорального круга.
Избиратели высказывают свое критическое отношение к тем или иным отраслям своей жизни, что дает толчок самим кандидатам к тому, чтобы пересмотреть свою позицию, а также свою деятельность; перефразировать предвыборные обещания и на деле показать, что они неравнодушны к проблемам своих избирателей, готовы их слушать, слышать, делать для их благополучия что-либо.
Также в рамках социологических исследований выборов происходит позиционирование кандидатов и отдельных электоральных групп в так называемых проблемно-ценностных состояниях. В этом случае электорат выдвигает свое мнение о том, какие проблемы и явления выступают в качестве наиболее актуальных, а сами кандидаты могут перестраивать свою деятельность, перенаправить ее на разрешение действительно значимых вопросов. Конечно, социологические исследования сегодня играют важную роль в жизни населения в любой период. Изучение общественного мнения позволяет выявлять сильные и слабые стороны населения, критику в отношении кандидатов в предвыборный период. Исследования носят двусторонний характер: они отражают реальную актуальную ситуацию в электорате и помогают самим кандидатам увидеть, с чем им предстоит работать, оценить свои возможности, силу своих обещаний и их соответствие возможностям осуществления.
Социологические исследования выстраиваются в соответствии с заранее подготовленной программой. У них могут быть заказчики – коммерческие организации, сами кандидаты и партии.