Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социологическое исследование религии

Сущность социологии религии

Замечание 1

Социология религии пролегает на стыке двух сфер знания – собственно социологии и религиоведческих наук, таких, как история религии и психология религии.

В силу специфичности собственного предмета она находится в той пограничной области, где сливаются эмпирическая наука, теология и философия. Таким образом, чтобы представлять социологию религии в образе научной дисциплины, необходимо рассматривать ее в контексте социологического знания и в контексте иных наук, касающихся религии, а в более широком плане - определять соотношение теологии и социологии. Наконец, необходимо учесть общественную значимость и остроту проблемы, касающейся религии, начиная с вопроса о том, можно ли сделать религию предметом изучения, не является ли социологический анализ религии грубейшим вторжением в запрещенную для него сферу "сокровенного". В такой связи существенное значение имеет представление о том, как возникала, развивалась социология религии, какую она имеет связь с главными направлениями развития общества за последние два столетия собственного существования, какими являются ее культурные и социальные импликации.

Основы исследования

Замечание 2

Социология религии представляет собой часть социологии, одну из социологических дисциплин, использующих выработанные социологией методики и понятия для анализа отдельных социальных феноменов, связанных с религиозной сферой.

Социолог имеет дело с религией в форме социального феномена, то есть он изучает религию как доступное наблюдению, эмпирическим методикам исследования социальное человеческое поведение (групп и индивидов): исследует как функционируют и образуются религиозные институты и группы, благодаря чему они перестают существовать или сохраняются, каковы отношения меж религиозными группами, почему меж ними образуются конфликты, что проложено в базисе ритуальных действий и т.п.

Для социолога верования религии являются интересными и важными не сами по себе. В отличие от философа, к примеру, для него существенную значимость имеет не вопрос о том, ложны они или истинны, а вопрос о том, как эти верования - наравне с религиозными организациями - воздействуют на людское поведение. Проблематика данной области социологической науки заключена в том, чтобы выявлять мотивацию действий человека. При этом религиозные институты, организации, учреждения могут воздействовать на поведение человека помимо его верований и даже идти против них, стимулируя по каким-либо причинам действия, которые противоречат официальному учению. Но это совсем не отменяет того факта, что социальное действие осмыслено, то есть в его базисе проложены определенные регуляторы социума - ценности, нормы, верования, предпочтения и ожидания групп и индивидов.

«Социологическое исследование религии» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Таким образом, религия в форме предмета социологического анализа является совокупностью процессов и структур, которые связаны с функционированием общества на различных уровнях, системой регуляторов связей в социуме, поведенческих образцов, системой отношений и структур религиозного феномена, на нем именно "завязанных". В связи с этим одна из главнейших проблем социологии религии состоит в проблематике определения того, что отнесено к понятию "религия".

Особенности социологии религии

Исследования социологии подразделяются на три уровня:

  • определенно-социологические исследования;
  • теории среднего уровня, изучающие какую-либо социальную подсистему;
  • общесоциологические теории, которые объясняют общество в образе целостной системы.

Исходя из этой классификации социологию религии можно отнести к числу социологических теорий средненного уровня. Она добывает эмпирические сведения, которые характеризуют религию как одну из подсистем социума, и, обобщая эти сведения, вырабатывает ее теоретическую модель в границах общесоциологической теории.

Являясь элементом социологии, социология религии применяет разработанные ею понятия и методики, без которых не является возможным познание социальной реальности в образе целостной системы (роль, группа, культура, власть и т.п.) и внутри нее - отдельных феноменов социума (класс, семья, экономика и т.п.) Использование социологических инструментов и социологических методик в изучении религии оказывалось эффективным и оправданным, прежде всего, для пояснения такой социальной подсистемы. Но особенность религии как одной из подсистем социума отразилась в том факте, что на базе анализа религиозного феномена оказалось возможным выявление множества общесоциологических параметров, определение подходов и выработка важнейших моделей, обосновывать замену парадигм социального познания. Из истории социологии отмечается, что такие крупные ученые, как М. Вебер, Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Г. Зиммель выступали в собственных трудах одновременно и как основоположники социологии в общем, и как классики и родоначальники социологии религии.

Место, принадлежащее социологии религии в "пространстве" социологического познания таково, что и на сегодняшний день теоретические разработки классиков в сфере социологии религии отнесены к тому обязательному для социологического образования стандарту, являющемуся необходимым любому социологу независимо от его специализации.

Социология религии является одной из множества наук, которые занимаются изучением религиозного феномена в разных его аспектах. Не только социологи, но и филологи, историки, психологи, в принципе - все ученые, которые имеют дело с человеком и его культурой, так или иначе в собственных исследованиях затрагивают религию. Однако, к религиоведению относят только те науки, предмет которых образует именно религия и исключительно религия. К их численности наравне с социологией религии относят психологию религии, историю религии, которые представляют собой самостоятельные научные дисциплины.

Если понимать религиоведение в широком смысле, как общность всевозможных способов по осмыслению религиозного феномена, то в него необходимо включить наравне с научным подходом, то есть вышеотмеченными научными дисциплинами, также теологию и феноменологию религии.

Таким образом, место социологии религии в религиоведении определено ее отношением:

  • к иным наукам о религии,
  • к феноменологии религии,
  • к теологии.
Дата последнего обновления статьи: 05.06.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot