Как самостоятельная область научного познания социология науки возникла в 60-х годах прошлого столетия. Основными побудительными причинами формирования новой области знаний стала научно-техническая революция, возрастание роли науки в развитии производительных сил и пр. Однако формированию социологии науки как самостоятельной дисциплины предшествовал длительный исторический период накопления теоретических и эмпирических знаний.
Социологические исследования науки в России 20-х годов XX века
Философские размышления о сущности науки, ее роли и значения для общества – органическая составляющая всей истории существования науки, в то же время, изучение научной деятельности как особого объекта познания начали осуществляться лишь в середине XIX века. На начальных этапах в изучении науки преобладали преимущественно психологические, логические, философские проблемы научного творчества, познавательных процессов. В результате проведенных исследований для социологии науки как самостоятельной дисциплины был накоплен определенный научный опыт, созданы некоторые идейные предпосылки.
Первая мировая война отразила потребность глобального социума в создании мощной науки. 20 – 30 –е годы прошлого века стали периодом, когда возникло проблемное поле исследования социальных аспектов научного развития в различных странах, постановки его социологических проблем. Исследования науки данного периода носили ярко выраженный национальный характер.
Отличительной характеристикой советской социологии науки данного периода является ограниченность сферы ее функционирования науковедением.
Под науководением понималась область научного знания, изучающая, с одной стороны, внутреннюю природу науки, общую теорию научного познания; с другой, - общественное назначение науки, ее взаимоотношения с другими видами общественного творчества; теоретические и практические аспекты развития научного творчества и науки.
Результаты социологических исследований науки на начальном этапе развития
На данном периоде в СССР проводились многочисленные конкретные эмпирические и теоретические исследования, направленные на повышение эффективности управления развитием науки, обеспечения необходимых условий для продуктивной реализации научного творчества, выявление специфики функционирования науки как социального института и пр., которые заложили основы формирования социологии науки. В процессе проведения исследований данного периода использовались количественные, статистические методы, анализ документов, интервьюирование и пр.
Наиболее важные теоретические результаты социологических исследований данного периода могут быть сформулированы следующим образом:
- Становление институционального подхода, понимания науки как социального института;
- Становление социально-структурного подхода к субъекту науки, внедрение статистических методов анализа;
- Историко-социологическая ориентация;
- Формирование социолого-демографической направленности исследований;
- Становление наукометрической ориентации;
- Формирование тенденции к использованию методов социологии знания в социологии науки;
- Становление социально-политической ориентации в социологии науки.
Становление социологии науки
В 30-х годах в результате усиления идеологического давления, запрета социологии как таковой социология науки оказалась в длительном, затяжном кризисе, выйти из которого смогла лишь во время хрущевской оттепели, когда сформировалась как самостоятельная область научного познания.
В центре внимания новой области познания традиционно выделяли следующие проблемы изучения:
- природа науки;
- природа ученых;
- организация науки;
- взаимоотношения науки как социального института и общества в целом.
Таким образом, отечественная история социологии науки прошла длительный и противоречивый путь своего развития, в результате чего сформировались существенные различия данной сферы научного познания от мировых практик. Вместе с тем, на современном этапе своего формирования социология науки представляет собой перспективную, интенсивно развивающуюся область исследований.