Реализация социологических исследований связана с изучением реальных условий бытия отдельных людей в конкретных обстоятельствах, выявлением особенностей восприятия имиджа отдельной организации, компании на рынке, степени ее узнаваемости, характера восприятия бренда и т. д.
Социологическая методология предлагает широкий спектр методов изучения социальных феноменов и процессов, однако, комплексная оценка эффективности управления отдельной организацией, продвижением бренда и пр. возможна лишь при имплементации определенных методов.
Качественные методы социологических исследований компании
К качественным методам относится совокупность следующих способов изучения функционирования организации:
- метод семантического дифференциала;
- метод экспертных оценок;
- фокус-группа;
- проективные методы (ассоциативный метод, экспрессивные метод, ранжирование, конструирование);
- метод интервью.
Использование качественных методов нацелено на выявление осознаваемых и неосознаваемых характеристик восприятия индивидуумов. Приоритетное значение качественных методов состоит в выявлении так называемого символического ряда чувств, эмоций, образов; раскрытии функционирующих в обществе стереотипов восприятия, мотивов деятельности.
Результаты, полученные при использовании данных методов, позволяют сформировать базис для моделирования ориентиров и шкал для последующей реализации сравнительного анализа при проведении количественных исследований и выдвижении гипотез.
Метод семантического дифференциала
Сущность метода семантического дифференциала, детально описанного в трудах Ф. Колера, заключается в следующем: измеряемые объекты (ощущения, понятия, предпочтения, степень осведомленности) подвергаются оцениванию по ряду градуированных биполярных шкал, полюса которых задаются при помощи вербальных антонимов (например: приятный – вызывающий отвращение, понятный – неясный; положительный – отрицательный).
На базе проведенного шкалирования моделируется семантическое пространство, в основе которого лежат три универсальных категории:
- активность,
- сила,
- оценка.
Практическая имплементация данного метода дает возможность оценивать значение не как данность, но как эмоции.
В отличие от других методов социологического исследования, данный не измеряет выраженность определенных, заданных процедурой проведения исследования качеств и свойств, но способен дать содержательную картину совокупности взаимоотношений в системе «компания – целевая аудитория», «компания – общественность», что позволяет выявить эффективные стратегии управления компанией и ее слабые места.
При реализации социологических исследований компании метод семантического дифференциала целесообразно дополнять количественными методами, позволяющими осуществлять количественное описание субъективных, индивидуальных отношений к отдельным аспектам функционирования организации либо ее образу в целом.
Метод фокус-группы, экспертного опроса, интервьюирования
Метод фокус-группы представляет собой способ сбора качественной информации о восприятии организации.
В процессе проведения процедуры исследования представители различных целевых аудиторий распределяются на группы, что позволяет сконструировать общую картину восприятия деятельности компании на базе анализа совокупности субъективных оценок.
Указанный метод тесно связан с методом экспертных оценок, позволяющим получать профессиональные мнения и рекомендации.
Интервьюирование – наиболее традиционный для социологии метод сбора данных, позволяющий выявить совокупность субъективных, индивидуальных мнений о восприятии деятельности компании.
Таким образом, при реализации социологических исследований компании располагают достаточно разработанным методологическим инструментарием, включающим качественные и количественные методы. Следует отметить, что практическое использование качественных методик должно сопровождаться методами сбора количественных данных.