План повторно-сравнительного исследования
План повторно-описательного исследования - это план, который используют социологи при повторном исследовании определенного объекта.
В плане повторного сравнительного исследования содержатся две основные цели: выявить тенденции и изменения во времени и сравнить объекты с различным пространственным расположением. План сравнительного исследования основан на описательных и объяснительных гипотезах.
Особые требования в рамках этого плана предъявляются к стандартизации и унификации методов исследования, обоснованию методов. Это связано со сложностью процедур сравнения информации, когда нужно быть уверенным, что явления одного типа сравниваются друг с другом. Например, если мы изучаем основные жизненные ценности населения разных стран, обоснование методов предполагает преодоление не только языковых барьеров, но и социокультурных различий в представлениях об основных жизненных ценностях людей.
Панельные, трендовые, когортные, продольные и мониторинговые исследования используются в качестве части сравнительных исследований. Следует отметить, что виды социологического исследования редко встречаются в чистом виде. Как правило, каждому типу плана соответствует определенный этап изучения. Иногда возникает ситуация, когда одно исследование объединяет все четыре типа плана.
Повторные исследования в социологии
Повторные исследования - это совокупность нескольких исследований, проводимых по одной программе последовательно через определенные промежутки времени и предназначенных для получения результатов, характеризующих динамику изменения объекта.
Повторные исследования позволяют проводить сравнительный анализ, поскольку он проводится несколько раз по одной и той же программе с использованием одних и тех же инструментов через определенные промежутки времени.
Они являются средством сравнительного анализа.
Тенденция - по тому же общему населению с интервалом во времени и соблюдением довольно идентичной методики. Цель состоит в том, чтобы установить тенденции (тенденции) социальных изменений, например, переписи населения; групповое исследование - по одной программе на одном и том же образце и по одной методологии в определенный промежуток времени. Цель - проанализировать динамику событий. Люди могут меняться, но объекты обучения (завод, предприятие) сохраняются.
Повторные исследования являются основой для сравнительного анализа. Повторные исследования - это совокупность нескольких исследований, проводимых по одной программе и инструментам последовательно через определенные промежутки времени и предназначенных для получения результатов, характеризующих динамику изменения объекта. Они являются средством сравнительного анализа.
Они включают:
- продольное исследование - длительное изучение одного набора лиц;
- когортное исследование - исследование лиц одного возраста (когорты) в течение длительного времени;
- исследование трендов - исследование одной и той же популяции с интервалом во времени и по той же методологии;
- групповое исследование - это программа, созданная по одному и тому же образцу и применяющая одну и ту же методологию в определенный промежуток времени. Цель его - проанализировать динамику происходящих событий и явлений. Люди здесь могут меняться, а объекты изучения (завод, предприятие) сохраняются.
Стоит отметить, что целью исследования трендов является установление тенденции общественных изменений. В качестве примера можно привести перепись населения. А целью когортного исследования считается проведение анализа изменений в образе жизни, а также ориентации людей, которые относятся к одному и тому же поколению. Здесь сами объекты изучения меняются, а индивиды остаются.
Панель представляет собой набор тех же респондентов, опрошенных в базовом и повторном исследовании. Есть еще такое понятие, как псевдопанель.
Псевдопанель - это набор респондентов, подобранный по ключевым параметрам - возраст, профессия, образование.
Повторные исследования - это определенное число исследований, которые осуществляются последовательно. Такие исследования осуществляются через какие-то определенные интервалы времени и помогают получить сведения, которые показывают изменение того или иного объекта. Данные исследования проводятся по единой программе и инструментам. По сути, повторное исследование является средством сравнительного социологического анализа, направленного на нахождение динамики развития исследуемого объекта.
Исходя из поставленных целей повторный сбор сведений может осуществляться в два, три или более этапов. Продолжительность временного интервала между начальным и повторным этапами такого исследования не всегда одинаковая, поскольку сами социальные процессы имеют разную динамику и цикличность. Обычно именно характеристики самого объекта определяют временные промежутки повторных исследований.
Это можно проследить, например, в процессе изучения возможности осуществления жизненных планов выпускников школ. Их специально допрашивают перед сдачей выпускных экзаменов. В этом случае понятно, что самый ближайший срок осуществления повторного исследования будет не раньше сентября, когда прием в высшие учебные заведения заканчивается и не устраивается на работу, поступает на службу в армию, становится безработным.
Повторные исследования в социологии нужны для:
- более точного изучения объекта исследования;
- устранения ошибок и недочетов первого исследования, которые уже было осуществлено;
- создания более широкой информационной базы.
Они просто необходимы в социологии. Без повторных исследований не было бы той информации, которая имеется сейчас.
Итак, выбор типа социологического исследования зависит от сущности и имеющихся особенностей у исследуемого явления. К тому же, выбор типа вытекает и из поставленных целей и задач. А такие цели и задачи обычно ставят в процессе анализа изучаемого объекта. Стоит отметить, что, перед тем, как произвести окончательный выбор типа исследования каждый социолог обязан оценить собственные практические умения и возможности, навыки исследовательской группы, а также объем и источник финансирования.