Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Панельное социологическое исследование

Виды социологических исследований

На сегодняшний день в социологии насчитывается огромное количество видов социологических исследований, и число их постоянно растет. В этой статье мы наиболее подробно остановимся на самых распространенных видах, поскольку они наиболее часто проводятся исследователями, и дают самый достоверный результат.

Среди видов социологических исследований в современной науке мы выделим такие, как:

  1. Пробное;
  2. Описательное;
  3. Аналитическое;
  4. Сплошное;
  5. Выборочное;
  6. Полевое;
  7. Оперативное.

Выбор того или иного вида социологического исследования определяется самим исследователем, отталкиваясь от специфики исследуемого проблемного поля, а также цели и имеющихся ресурсов. Пробные исследования обычно проводятся для того, чтобы уточнить заданную проблему, определить четкие цели исследования, установить задачи и выдвинуть более обоснованные гипотезы, которые в дальнейшем можно будет как подтвердить, так и опровергнуть. По сути, пробные исследования выступают в качестве концептуальных. Они относятся при этом к более простым видам исследований. Пилотажное исследование (так иначе называют пробные исследования) помогает получить ориентировочные сведения, которые отражают специфику малоизученных или вовсе не изученных ранее явлений.

К методам поисковых исследований относятся интервью, фокус-группы, опросы экспертного мнения или людей, которые имеют какое-либо отношение к проблемам, а также исследование документов и статистических данных по тому же или сходному вопросу.

Что касается описательных и аналитических исследований, то они относятся к более сложным формам научного поиска. Описательные исследования позволяют обстоятельно описывать структуру какого-либо явления, динамику его развития в конкретные периоды. Цель описательного исследования заключается в том, чтобы предоставить более целостную картину исследуемого явления, не выявляя при этом каких-то причинных или следственных связей.

Аналитическое исследование – это самый углубленный вид из всех видов исследовательского анализа. Аналитика обладает репрезентативностью и надежностью, достоверностью, а именно этого стремятся достичь многие исследователи, которые задействованы в подобной практике. По сути, благодаря аналитике можно проследить множество взаимозависимостей, понять реальную причину каких-либо процессов и явлений и выявить, какими методами стоит пользоваться для разрешения образовавшихся противоречий.

«Панельное социологическое исследование» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Если мы говорим о сплошных исследованиях, то они охватывают все единицы генеральной совокупности, но нередко исследователи останавливаются на выборочном виде, ведь так можно изучить отдельно взятую категорию населения, которая обладает своими собственными специфическими чертами.

Характеристики панельного исследования

В социологической науке под панельным исследованием необходимо понимать один из видов исследований. В нем сбор информации производится посредством опроса членов постоянной выборочной совокупности – соответствующей панели.

Замечание 2

Поскольку информация в этом исследовании может охватывать данные, которые получены от каждого из членов совокупности в двух или даже больше временных точках, то появляется возможность изучать не только общие сдвиги и закономерности, но и сдвиги в индивидуальном плане.

Так, в основном исследователь задает ретроспективные вопросы, то временная информация может быть получена и от одного респондента в рамках одного исследования. Такой вид позволяет углубленно изучать изменения одного объекта, которые происходят с ним при подвижках в социальной, экономической, политической и духовной жизни. Сам человек, принимая участие в таком исследовании, может проследить, как изменилась жизнь вокруг него, как она трансформировалась, как изменился его внутренний мир, социальное положение и психологическое состояние, что немаловажно сегодня для осознания собственного социального статуса и социальной роли.

Лишь панельный вид социологических исследований может предоставить достоверные данные о том, как изменились мотивы, мнения и установки человека об одном и том же процессе или явлении, но в разные временные промежутки. Понятие панельного исследования было введено еще в 40-е годы 20 века известным социологом П. Лазарсфельдом. С тех пор понятие очень крепко установилось и утвердилось в практике социологических исследований, в частности в изучении общественного мнения, в коммерческих и политических исследованиях, которые обычно готовятся по заказу высокопоставленных органов и властей.

Стоит отметить, что в панельных исследованиях нет необходимости выдерживать какой-то обширный временной интервал. Это может быть несколько дней или несколько месяцев. Важно изучать вопросы, в которых человек в действительности заинтересован. Нередко бывает так, что первая волна исследования проводится по вопросам, которые не особо касаются респондента, но уже последующие данные демонстрируют рост интереса в отношении тех или иных вопросов за счет того, что человек после первой волны углубился в объект, не смог остаться равнодушным в изучаемой проблеме.

Преимущество панельного метода состоит в полной объективности со стороны исследователя в сборе конкретных субъективных мнений респондента. Нет проблем и в интерпретации, поскольку обычно это или интервью, которые записываются на диктофон, и затем расшифровываются, или фокус-группы, или анкетирование с определенными формулировками вопросов, чтобы получить от респондента как можно более честную и открытую информацию об изучаемому вопросу. Как и раньше, так и сейчас панельное исследование используется в самых разных отраслях жизни человека, можно использовать этот метод для углубленного анализа духовной жизни, семейной сферы, общественного мнения в отношении политики и властей, собственного экономического положения в обществе. Вопросы формулируются, учитывая особенности темы и социальных, гендерных, возрастных специфик респондента.

Дата последнего обновления статьи: 13.06.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot