Метод опроса представляет собой наиболее распространенный метод, с помощью которого исследователь получает первичную информацию; источником информации при данном методе является словесное сообщение.
Его основой является комплекс вопросов, адресуемых респонденту; ответы на данные вопросы позволяют исследователю получить необходимую информацию. Опрос позволяет получить информацию как о фактах и событиях, так и о мнениях, оценках опрошенных.
Виды опроса
Можно выделить следующие основные виды опроса:
- письменный опрос (в форме анкетирования);
- устный опрос (в форме интервью);
- экспертный опрос (опрашиваются компетентные лица);
- социометрический опрос (в форме изучения социально-психологических проявлений межличностных отношений в группе).
В зависимости от формы опроса, контакта респондента и исследователя, места проведения можно выделить такие виды опроса, как:
- личный или опосредованный (раздаточный, почтовый, телефонный) опрос;
- индивидуальный или групповой опрос;
- свободный или формализованный, фокусированный (направленный);
- сплошной или выборочный;
- опрос по месту жительства или работы, опрос временных целевых аудиторий (пассажиров поезда, участников собрания).
Анкетный опрос
Анкета является тиражированным документом, содержащим перечень вопросов, которые связанны определенной темой или объединены общим принципом.
Анкетный опрос является одним из главных видов социологического опроса, суть которого в следующем: опрашиваемым предлагается ответить в письменной форме на предлагаемые в анкете вопросы.
Подобный опрос позволяет одновременно и за сравнительно короткий промежуток времени охватить значительное число респондентов. Особенность анкетного опроса заключается в том, что у исследователя нет возможности лично повлиять на ход и результат опроса.
Центральной проблемой анкетного опроса является грамотная и корректная формулировка вопросов:
- исходя из содержания вопросов, анкетные вопросы делятся на вопросы о фактах, знании и информированности, о поведении, об установках;
- в зависимости от того, насколько формализованы варианты ответов - на открытые (не содержат заранее сформулированные ответы) , полузакрытые (помимо вариантов ответов дается возможность произвольных ответов) , закрытые ( варианты ответов заранее сформулированы);
- основываясь на функциях вопросов, можно выделить содержательно - функциональные, необходимые для непосредственного сбора информации по теме опроса; вопросы - фильтры, которые «отсеивают» от следующего вопроса респондентов, для которых этот вопрос не предназначен; контрольные (вопросы - ловушки ), которые позволяют выявить искренность респондента; психологически - функциональные, способствующие установлению психологического контакта с анкетируемым.
Интервью
Под интервью понимают беседу, проводимую по заранее определенной теме. Интервьюер выполняет роль исследователя, не только задающего вопросы, но и направляющего разговор в нужное ему русло, лучше, если он делает это незаметно.
Принято выделять следующие основные виды интервью:
- стандартизированное (формализованное) - использование вопросника с четко установленным порядком и сформулированными вопросами; цель такого интервью - получить данные, максимально сопоставимые с данными, собранными разными интервьюерами;
- нестандартизированное (неформализованные) интервью – проводится в форме свободного диалога по определенной теме. Формулировка вопросов происходит в процессе общения; могут задаваться как заранее разработанные вопросы, так и дополнительные, спонтанные.
Интервью также можно классифицировать по:
-
Месту проведения:
- рабочее место,
- многолюдное место,
- непринужденная обстановка.
-
Процедуре проведения:
- индивидуальное,
- групповое,
- разовое,
- многоразовое и т.д.