Описательный план исследования
Описательный план - это план, который используется, когда имеющиеся знания об исследуемой проблеме позволяют выбрать объект исследования и сформулировать описательную гипотезу, т.е. гипотезу о структурно-функциональных взаимосвязях и классификационных характеристиках исследуемого социального объекта.
Целью плана является проверка этой описательной гипотезы и, если она подтверждена, получение точных качественных и количественных характеристик исследуемого объекта.
На практике описательный план всегда содержит некоторые аналитические элементы - явно или интуитивно, мы стремимся разработать классификацию и структурные гипотезы, основанные по крайней мере на смутных представлениях о некоторых функциональных и причинно-следственных связях изучаемых явлений. Например, исследование временных бюджетов разных социальных групп показывает, что характер работы и характер досуга взаимосвязаны. Это предположение можно проверить на имеющемся материале.
Описательный план социологического исследования используется в тех случаях, когда имеющиеся знания о проблеме позволяют идентифицировать объект и сформулировать дескриптивную гипотезу, то есть гипотезу о структурно-функциональных отношениях и классификационных характеристиках исследуемого социального объекта. Цель плана - проверить эту гипотезу и, в случае подтверждения, получить точные качественные и количественные характеристики исследуемого объекта. Здесь нам нужна строгость эмпирической интерпретации понятий и точность фиксации данных.
Описательные исследования часто ставятся под сомнение, потому что они не выявляют причинно-следственные связи и не дают тривиальных результатов. Однако то, что известно на уровне здравого смысла, еще не было научно доказано.
Это не формализовано, как в случае описательного учебного плана. Ведь есть только список вопросов для изучения, но пока нет подробного (формализованного) разделения их пунктов.
Сбор информации о описательном плане осуществляется на основе либо монографического, либо выборочного исследования. Второй метод требует расчета допустимой погрешности выборки и других статистических показателей достоверности описания. Элементы экспериментального плана фактически присутствуют в описательном плане. Работа над описательным планом завершается формулировкой более ясных и ясных объяснительных гипотез. Существует возможность провести эксперимент, то есть не только зафиксировать наличие соединений, но и определить их направление.
Преимущества описательного метода исследования.
Предмет наблюдается в совершенно естественной и неизменной среде. Хорошим примером является антрополог, который изучает племя, не влияя на поведение его членов. Истинные эксперименты, хотя и дают анализируемые данные, часто отрицательно влияют на нормальное поведение субъекта. Описательное исследование часто используется в качестве предшественника количественного метода, общего обзора, дающего некоторые ценные маркеры относительно того, какие переменные заслуживают количественного тестирования. Количественные эксперименты часто дороги и отнимают много времени, и поэтому лучше точно знать, какую гипотезу проверять каждый раз.
Недостатки описательного метода исследования.
Поскольку нет управляемых переменных, нет возможности статистически анализировать результаты. Многие ученые считают этот тип исследований крайне ненадежным и ненаучным. Кроме того, результаты описательных исследований не могут повторяться, и поэтому не может быть и речи о тиражировании эксперимента и повторном анализе результатов.
Уровни социологического исследования
Дифференциация уровней социологического исследования основана на различии способов получения знаний. Как известно, рациональное познание основано на абстрактном мышлении (его формы включают концепцию, суждение и умозаключение), сенсорное познание основано на образах, возникших в результате деятельности человеческих чувств, и формируется в форме ощущение, восприятие и представление.
Существует всего два уровня эмпирического исследования:
- теоретический;
- эмпирический.
На основе рационального знания формируется теоретический уровень социологического знания, на основе сенсорного — эмпирический. На теоретическом уровне, как правило, проводится анализ главных и самых важных теорий, категорий и законов социологии, наиболее распространенных проблем структуры и функционирования общества.
Этот уровень включает в себя такие общенаучные методы, как:
- функциональный;
- конфликтологический;
- исторический;
- системный;
- сравнительный.
Часто используемые методы оказываются противоречивыми. Таким образом, функциональная метод и метод конфликта явно различаются. Следовательно, исследователю нужен набор строгих допущений, то есть общая теория, которая, по определению, присуща социологии, как и в других науках. Такая теория позволяет организовать реальность, выбрать полезные понятия, разработать схему наблюдений, сформулировать гипотезу и выдвинуть объяснение. С одной стороны, теория отражает сущность явлений и их взаимосвязь, выступает средством не только для объяснения, но и для изучения еще неизвестных явлений и процессов, в том числе наиболее общего направления поиска эмпирических исследований. С другой стороны, эмпирическое исследование многое дает теории - оно направляет, углубляет, часто перефокусирует и уточняет, потому что оно основано на конкретных фактах. Эмпирическое исследование связано с самыми разными видами конкретных статистических, документальных данных об исследуемых явлениях и процессах.
Итак, теоретическая социология обычно представляет общество в качестве единого целого или большого социального сообщества. Она объясняет законы их формирования и деятельности, а эмпирическая социология направлена на какие-то конкретные факты и процессы, конкретные мотивы, цели, действия людей. В настоящее время в социологии заметна тенденция к преодолению крайностей теоретизма и эмпиризма и теории «среднего уровня», в которой рассматриваются отдельные социальные подсистемы, такие как институты семьи, социализация, религия, право, политика, экономика, и т. д., становится все более распространенным. А теоретический и эмпирический уровень исследования здесь находится, можно сказать, в состоянии взаимодействия.