Написание отчета социологического исследования
Написание отчета - это процедура, которая является последним этапом анализа данных социологических исследований.
В зависимости от типа исследования форма отчета может меняться. Он может быть очень кратким или подробным, содержащим различные теоретические выводы или какие-то практические рекомендации. В случае, если речь идет о детализированном отчете, логика представления данных в нем может быть такой: в начале, во введении указывается актуальность проблемы, а затем описывается исследование (его цели, задачи, обоснование, методы сбора образцов), социально-демографическая характеристика объекта исследования. В следующих главах может находиться анализ всех имеющихся результатов, а в заключении –сформулированы основные выводы, некоторые рекомендации, которые пригодятся на практике. Отчет заканчивается «Приложениями», в которые включены методические и методологические материалы исследования (программа, инструменты, инструкции, план работы исследования и т. д.). В «Приложения» включены все итоги статистического анализа сведений, отраженные в виде таблиц, различных графиков, точных диаграмм.
Анализ результатов исследования включает в себя анализ результатов, полученных при обработке первичной социологической информации (таблицы, графики, рисунки и т. д.) Здесь необходимо продемонстрировать знание программ обработки статистической информации и умение интерпретировать результаты. Необходимым условием является ознакомление с результатами подобных исследований, проведенных специалистами, и использование соответствующих теоретических знаний в рамках изучаемой проблемы.
Анализ должен быть дополнен соответствующим резюме (выводы, рекомендации, предложения, указания по дальнейшему изучению проблемы и т. д.).
В зависимости от содержания какого-то определенного исследования объем самого отчета может быть разным: от десяти до нескольких сотен страниц. Главными требованиями к такому отчету считаются полнота, правильность и глубина разработки исследования конкретных явлений, ясность структуры, обоснованность главных положений и рекомендаций, достоверность формулировок, правильность использования профессиональной терминологии, читаемость, правильность результаты исследования.
В заключительной части доклада приводятся выводы, делаются важные практические рекомендации и соображения по перспективным направлениям дальнейших исследований по этой проблеме. Данная форма отчета может применяться в исследованиях, носящих прикладной характер. Но методологическая часть и анализ литературы обязательно должны быть значительно сокращены. Можно ограничиться только коротким и часто используемым обоснованием правдивости и репрезентативности найденных сведений. Стоит отметить, что внимание должно быть сосредоточено на выявлении основных направлений, перспективных направлений, имеющихся противоречий, различных «болевых точек» реализации и развития объекта, на конкретных выводах, практических рекомендациях, методах решения важных проблем.
К тому же, на основе данного отчета можно составить несколько аналитических (информационных) заметок по отдельным вопросам (например, о передвижении персонала или о повышении интереса к работе, или о проведении избирательной кампании в определенном социальная среда) и адресованы различным субъектам управления (старшим менеджерам, менеджерам среднего звена, коммуникациям и т. д.)
Эмпирическое социологическое исследование является коллективным вопросом. В нем участвует множество людей, которые выполняют различные функции: организаторы, сборщики информации, кодировщики, операторы компьютеров, аналитики и т. Д. Каждый из них вносит свой вклад в производство новых знаний. Поэтому каждый вклад определяется научным руководителем, утверждается на общем собрании исследовательской группы и заносится в отчет.
Рекомендации по завершению эмпирических социологических исследований обязательно должны соответствовать установленному минимуму таких требований:
- обоснованность выводов, причем не только практических, но и теоретически значимых;
- четкость, точная определенность, отсутствие желаний, отвлеченных от важных проблем;
- эффективность, настройка параметров объекта, изменение под влиянием выполнения рекомендации;
- выполнимость с учетом наличия ресурсов, необходимых для выполнения каждой рекомендации (временных, людских, материальных, финансовых и т. д.);
- нацеливание, выявление конкретных органов власти, организаций, людей, способных выполнить ту или иную рекомендацию;
- высокая технологичность, определение последовательности необходимых операций, которые обеспечивают выполнение рекомендаций;
- согласованность, учитывающая взаимосвязь между всеми рекомендациями и результатами их выполнения.
Выводы исследователей предназначены для:
- доказательства правдивости или неточности применяемых гипотез;
- формирования решения (желательно, однозначное и максимально четкое) задач, которые даются в программе исследования;
- исправления гипотез, которые не могли быть проверены, и нерешенные проблемы в этом отношении, конечно, в тех случаях, в которых это имело место быть (отрицательный итог в науке также является научным фактом).
Выводы социологов дифференцированы на оценочные и прогнозные.
Оценочные выводы связаны с оценкой состояния исследуемого объекта, явлений и различных процессов в течение исследуемого периода. Прогнозные - с предвидением будущей судьбы объекта, его будущих изменений.
Оценка качества социологического исследования
Анализ социологических исследований предполагает, что читатели, а также заказчики социологических исследований, не всегда способны оценить полученные данные с точки зрения качества средств, цели и результата.
Стоит отметить, что цель — это то, для чего осуществляется исследование. Цель нужно рассматривать с позиции его актуальности, значимости, социальной значимости (теоретической и практической). К тому же, цель должна быть реалистичной, то есть достижимой.
Качество средств это:
- правильность и достоверность при разработке задач исследования,
- формулировка и обоснование гипотез,
- подготовка системного анализа объекта исследования;
- грамотность реализации методических, технических и организационных процедур: подбор показателей, выбор шкал измерения, построение вопросов, организация курса исследования и др.
Качество отчета, как правило, определяется такими параметрами, как степень достижения цели, теоретическая и практическая значимость, достоверность и достоверность получаемой информации.