Метод экспертного опроса
Метод экспертного опроса — это особый социологический способ получения данных об объекте при помощи экспертов в определенной области.
Опрос экспертов - это инструмент социальной экспертизы, который представляет собой исследование неформализованных проблем с помощью создания картины мнений компетентных специалистов, которые могут восполнить недостаток и / или недостаток системных данных. Вообще, социальная экспертиза наиболее часто используется при изучении проблем, возникающих в управлении, социальном прогнозировании и проектировании. Стоит отметить, что, именно в данных областях социологи работают с большим количеством трудно формализуемых задач.
Примерно с середины прошлого века метод экспертных оценок окончательно обрел форму самостоятельного инструмента научных и практических и прикладных исследований.
Сами экспертные оценки представляют собой мнения экспертов по какой-либо из проблем, входящих в их компетенцию. Круг задач социальной экспертизы довольно широк. Задачей может быть процесс прогнозирования социальных явлений и процессов в той или иной сфере, процесс оценки скорости их сближения, периодичности возникновения. Задачи управления социальной экспертизой работают над определением главных блоков проблем и удачных направлений развития того или иного объекта, уточнением целей и имеющихся задач данного развития, прогнозом как внешних, так и внутренних факторов, его определяющих. Рассмотрение альтернативных вариантов самого развития является еще одной областью применения экспертных усилий.
Вот почему функциональная экспертиза призвана решить проблему получения данных сведений об объекте, которые недоступны другими методами, информации о скрытых, скрытых проблемах, не полностью отраженных практиками и научными группами. Важно, что социальная экспертиза помогает оценить всю глубину конкретной проблемы, ее скрытый «потенциал», имеющиеся риски, которые связаны с развитием той или иной ситуации. К тому же, эксперты должны и способны оценить возможность будущих событий, рассчитать альтернативные способы, обосновать выбор какого-то определенного решения социальной проблемы, найти способы прогноза на будущее.
Главными задачами экспертов являются как выработка абсолютно новых знаний, так и процесс систематизации уже существующих научных и практических разработок, создание грамотной и всесторонней оценки объекта, какого-то определенного явления или процесса, формирование структуры и перестройка существующих подходов к решению самых разных социальных проблем. Для того, чтобы данные функции реализовались, используются различные виды социальной экспертизы, которые имеют разные методологические стратегии и набор методов.
Виды методов экспертного опроса
В процессе экспертных опросов применяется несколько методик, которые представляют собой сочетание методов:
- полного и неполного;
- одноразового и многоразового;
- индивидуального и группового.
Методы лицом к лицу включают в себя:
- бесплатное интервью;
- «Мозговая атака»;
- деловая игра.
Используя метод бесплатного собеседования, социолог лично обращается к эксперту, не имеющему жесткого, заранее составленного плана беседы. В этом случае интервью приобретает интеллектуальный характер, с его помощью некоторые теоретические аспекты проблемы представляются более точно, интерпретируются концепции и выявляются основные направления исследований. Для решения этих проблем используется круг специалистов в количестве не более 10-15 человек. Здесь необходимо осознать, что узких специалистов по изучаемой проблеме не так много, и названного числа вполне достаточно для достижения цели.
Что касается методов «мозгового штурма» и деловых игр, то они предполагают коллективную личную деятельность экспертов. Методы сложны с организационной точки зрения, потому что не так просто собрать группу специалистов - людей, которые очень заняты в одно время и в одном месте. Но эффект от их использования может быть очень значительным. Выдвижение и коллективное обсуждение предложений по решению конкретной проблемы с возможностью свободного выражения самых неожиданных идей, обмена мнениями, творческого обсуждения считается очень плодотворным. Эти методы считаются наиболее эффективными, когда проблема мало изучена, и существуют проблемы с поиском путей ее изучения и решения.
Преимущества описанных очных методов в том, что они предполагают прямой контакт с представителями экспертного сообщества и дают надежные результаты. Однако именно прямое взаимодействие экспертов часто приводит к негативным явлениям, связанным с давлением властей на мнения, точки зрения и позиции менее статусных коллег.
Разновидностью сочетания очного и заочного, опросного и игрового, индивидуального и группового методов являются методы индивидуальной и коллективной работы.
Индивидуальная работа эксперта начинается с того, что эксперту задается задача и указывается время, необходимое для ее работы. Эксперт свободен в способах работы над проблемой, он формулирует свои мысли о ее решении в письменной форме (входит в «записную книжку»). На основе этой работы, во-первых, принимается решение принять его в экспертную группу, а во-вторых, обсудить его позиции на семинаре экспертов, которые формируют обобщенное экспертное мнение по проблеме.
Методы переписки, в отличие от штатных, проще в организации и рентабельны, хотя это несколько снижает их эффективность и надежность. Методы переписки включают в себя: написание материалов в виде аналитической записки эксперта; опрос с помощью анкет; Метод Дельфи. Кратко остановимся на каждом из них.
Экспертная оценка, содержащаяся в отчете эксперта, основана на анализе проблемы (процесса, явления) и тщательно подготовлена экспертом. Она (оценка) может использоваться социологом для определения круга исследовательских задач, требующих его решения. Его преимуществом является тщательное изучение проблемы и ее деталей, недостатком является возможность сдвига анализа, выполненного в направлении, которое не представляет интереса для исследователя.
Анкета, отправляемая экспертам, представляет собой список вопросов с просьбой предоставить подробные письменные ответы на них в свободной форме (фактически, это как открытая анкета). Анкета также может содержать вопросы формализованного характера. В этом случае полученная информация подлежит не только качественному, но и количественному анализу.