Понятие контент-анализа
Контент-анализ - это метод изучения документов на основании формирования определенного набора категорий с последующей квалификацией исследуемого материала по принципу частоты появления и повторения элементов избранных категорий. Применение этого метода дает возможность получить определенные количественные данные, которые могут быть подвергнуты компьютерной обработке и статистическому анализу. Эта исследовательская техника используется в социологии с целью получения выводов о состоянии и свойства социальной действительности.
Контент-анализ широко применяется при изучении простых и сложных признаков и особенно эффективен при обработке больших по объему и различных по содержанию источников.
Главная суть контент-анализа заключается в том, что, исходя из исследовательских задач, выделяется определенная система качественных признаков, характеризующих свойства объектов и явлений, а затем делается их счет или счет их элементов, обладающих этими признаками и находящихся в определенных сочетаниях. Эти признаки могут кодироваться, и таким образом описательная информация может быть формализована и представлена в системе числовых значений. Последние могут сводиться в разного рода таблицы, удобные для последующей обработки.
Основные процедуры и методы в контент-анализе
Метод контент-анализа начинается с выявления смысловых единиц (объектов), в качестве которых используют следующие:
- Понятие, высказанные в отдельных терминах. Например, экономика: формы собственности, приватизация, финансовая система, технический прогресс, инновации, методы хозяйствования, менеджмент политика: правительство, оппозиция, партия, демократия, авторитаризм, сотрудничество, консенсус, конфликт.
- Тема, выраженная в отдельных смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радио и телепередачах и тому подобное.
По тематике создается представление о содержании документа. Например: инициатива и предприимчивость, борьба с коррупцией и бюрократией, соблюдение прав человека, трудовая дисциплина.
- Имена значимых в истории личностей, например политиков, ученых, артистов, лидеров партий и социальных движений, наименование институтов. По числу ссылок на авторов судят о научной идее.
- Общественное событие, любой официальны значимый документ, факт, произведение, случай несут специальное смысловую нагрузку и могут приниматься за единицу анализа.
- Частота и продолжительность упоминания общественного события или государственного решения - свидетельство его важности для общества.
- Содержание апелляций к потенциальному адресату - покупателя, гражданина, сторонника.
Например, в рекламе - «молодежь выбирает», в политической рекламе - апелляция к ценностям, моральных норм и стремлений.
Смысловой единицей анализа выявляются на основе плана гипотезы, заложенной в исследовании. Единицы подсчета могут либо совпадать, либо не совпадать с единицей анализа.
- В первом случае классификация сводится к определению частот упоминания определенных параметров в тексте.
- Во втором случае единицей счета считают физическую длину или площадь текстов, заполненных смысловыми единицами. Например, число строк или абзацев - в печатных текстах, продолжительность трансляции по радио или на телевидении, метраж пленки на магнитоносителей. В контент-анализе могут исспользоватся одновременно несколько единиц счета и единиц анализа.
Необходимость применения количественного анализа
Количественный анализ текстов применяется тогда, когда требуется высокая степень точности при сопоставлении однопорядковых данных. Первым шагом в этом направлении является выявление индикаторов ключевых понятий исследования.
Квантификацию в контент-анализе целесообразно использовать при сопоставлении квант-текстов с другими количественными характеристиками. Количественные характеристики должны обязательно связывается с качественными, которые в исследовании документов фиксируют свойства и признаки выделенных исследователем объектов и позволяют ему проанализировать связанность этих характеристик с исследуемой сферой деятельности составителя документальной информации.