Композиция и оформление анкеты – это составление и построение опросного листа с перечнем вопросов для социологического исследования.
Анкетирование является одним из самых распространенных методов опроса.
Что представляет собой анкета?
Анкета это система вопросов, объединенная исследовательским замыслом, который направлен на выявление характеристик изучаемого объекта исследования. Чтобы с помощью анкеты собрать достоверную информацию надо соблюдать определенные правила и принципы построения анкеты. На первый взгляд конструирование анкеты по любой теме не представляет особого труда, но на самом деле это нет так и просто.
В прикладной социологии вопросы выполняют функцию инструмента для решения исследовательских задач, соответственно это меняет требования к формулировке вопросов. При проведении анкетирования анкетер адресует вопросы не одному человеку, а целой группе людей, в связи с этим вопросы должны быть понятны всем участникам опроса разного возраста и образования.
От того, как составлена анкета, напрямую зависит результат исследования, так сложная анкета с непонятными вопросами, с неверно выстроенной логикой уменьшит количество заполнений и не принесет желаемого результата.
Структура анкеты
Любая анкета состоит из трех частей:
- вводной,
- основной,
- паспортички.
Вводная часть анкеты располагается в начале, в виде обращения к участнику анкетирования, в ней кратко объясняется причина по которой необходимо провести вопрос и почему ответы будут полезны для данного социологического исследования. В водной части можно найти и указания о технике заполнения анкеты, вводная часть не должна быть объемной, текст должен быть простым, не навязчивым.
Основная часть анкеты, содержит вопросы, не стоит размещать в начале анкеты сложные вопросы, требующие глубокого осмысления, лучше начать с самых простых, после идут самые важные и сложные вопросы, собственно те, ответы на которые так необходимы для решения исследовательских задач. Заключительные вопросы всегда располагаются в конце анкеты, они должны быть простыми, не требующие длинных ответов, как правило, такие вопросы часто остаются без ответа.
Паспортичка, это завершающая часть анкеты. В паспортичку обычно включают вопросы, которые раскрывают возраст и пол респондента, его образование, социальное положение. На первый взгляд вопросы очень простые, но правильно составить паспортичку не так просто, так как многие респонденты предпочитают анонимность и не хотят раскрывать дополнительные сведения о себе. Вопросы о личности респондента входят во все социологические анкеты.
Правила составления анкеты для опроса
На первом этапе необходимо определиться с задачами исследования, так как вопросы в анкете должны служить решению данной задачи. Вопросы должны быть грамотными, короткими и понятными. Варианты ответов, тоже лучше давать ясные и короткие.
Следует избегать двойственности в вопросах, так как респондент может не правильно понять вопрос, что в итоге приведет к не точному ответу, необходимо предложить все возможные варианты ответа на вопрос и при необходимости поле «другое» для свободного ответа.
Ни в коем случае, в анкете не должно быть орфографических ошибок, такая анкета не вызывает доверия у респондентов, грамотно составленная анкета напротив, говорит о серьезности компании, вызывает доверие к ней и уважение.
Использование специальной терминологии стоит свести к минимуму. Анкета должна быть понятна всем участникам опроса, нужно понимать, что не все люди являются специалистами в данной области. Если же терминов нельзя избежать, стоит их пояснять. Анкетер должен помнить, что чем более доступна анкета для понимания респондента, тем более охотно он ответит на вопросы.
Следует избегать предубежденности при составлении вопроса. Избегайте вопросов, которые заранее подсказывают нужный вам ответ, так как он будет не точным для респондента, но желаемым для исследователя. Таким образом, заведомо создается систематическая ошибка и пристрастность ответов.
Не стоит давать более трех вопросов на одной странице, это просто удобно для восприятия и визуально может расположить участника опроса к последующему заполнению анкеты. Общее количество вопросов в анкете может быть самым разным – все зависит от задач и глубины проводимого исследования. Однако если анкета получилась большой, ответы могут быть не достоверными и есть вероятность того, что не все респонденты ответят на все предложенные вопросы. При оформлении анкеты на бумаге ее можно разместить либо на двух страницах, либо растянуть на четыре.
Опыт показывает, что желательно, чтобы анкета была небольшой, однако при анкете на четырех страничках достигается больший процент ответов и лучшее их качество, ибо анкета в этом случае выглядит более презентабельно, в ней проще ориентироваться, ее легче понять и заполнять. Некоторые респонденты принципиально не станут заполнять анкету, напечатанную мелким или неразборчивым шрифтом, поскольку она им представляется сложной для заполнения.
В завершении всегда стоит поблагодарить участников опроса.
После того, как анкета составлена, необходимо еще раз ее проверить, убрать все лишние слова, «засоряющие» вопросы. Важно добиться четкости формулировок, дать заполнить анкету своим знакомым, коллегам, друзьям. Если они найдут в ней неточности, сбитую логику, скорректируйте анкету прежде чем начать исследование.
Классификация вопросов анкеты
Все анкетные вопросы можно классифицировать.
- По содержанию – о сознании, поведении и личности респондента.
- По форме – прямые и косвенные, открытые и закрытые.
- По функции – основные и не основные.
Если в ходе исследования необходимо заполнить анкету, то 20-30 вопросов – это хороший ориентир для максимальной ее длины. При этом каким бы ни был тип проводимого исследования, нужно ориентироваться на то, что ответы на вопросы займут у респондента не более пятнадцати минут.