Понятие социологического исследования
Социологическое знание является многоуровневой системой, и его главный элемент – это социологическое исследование, организацией которого занимаются специально обученные специалисты для получения наиболее актуальных, точных и достоверных фактах об обществе, его развитии.
Социологическое исследование – это такое исследование, в результате которого проявляются «социологические факты» -некоторые сводные числовые характеристики, полученные при специально организованном массовом наблюдении социальных явлений.
Этапы социологического исследования
Социологическое исследование – это многоэтапный процесс, который требует жесткой и внимательной подготовки как специалиста, так и участников исследования.
Ученые выделяют следующие этапы социологического исследования:
- Подготовительный этап;
- Сбор социологической информации;
- Обобщение результатов исследования;
- Оформление нового теоретического знания, дальнейшая разработка рекомендаций, а также подготовка проекта на основе выполненного исследования.
Рассмотрим их особенности.
Подготовительный этап
На этапе подготовки социологического исследования важным элементом является программа. Программа социологического исследования – это документ, в котором излагается общая концепция исследования. Ее разделами являются:
- Проблемно-теоретический (теоретико-методологический или просто методологический) – в нем представлены социальные факты и их анализ, также актуальность темы исследования, ставится исследовательская проблема, выделяется цель исследования и основные задачи, объект и предмет, а также иные теоретико-методологические операции и процедуры;
- Методический раздел – содержит обоснование используемых методов проведения исследования, а также характеристику инструментария;
- Организационный раздел – включает в себя этапы рабочего плана, указание сроков проведения исследования, характеристику выборки.
Этап сбора социологической информации
На данном этапе исследователь определяет, какой метод он будет использовать для сбора информации (методический инструментарий).
Чаще всего вид и содержание инструментария зависят от выбранных методов сбора первичной информации. Если в качестве метода исследователь выбирает анкетирование, то разрабатывается анкета, бланк ответов на вопросы анкеты, матрица для ручной обработки анкет, а также база данных в специальной компьютерной программе (наиболее часто используется SPSS Statistics).
Если исполнитель выбрал в качестве метода интервьюирование, то он заранее составляет список вопросов, которые относятся к проблеме исследования, а также метод обработки полученной информации и ее обобщения.
Таким образом, в данном этапе выделяют 4 под-этапа:
- Подготовка данных к анализу;
- Анализ данных;
- Интерпретация результатов;
- Оформление результатов исследования.
Этап обобщения результатов исследования
На данном этапе исследователь при помощи программ или иных методов обработки данных (расшифровка аудио-записей, видео-записей, контент-анализа) выделяет основные выводы из полученных данных и представляет их в обобщенном виде, составляя отчет и аналитическую записку, а также презентацию. На последнем этапе социологического исследования полученные данные обсуждаются с заказчиком, подводятся основные итоги, делаются выводы, разрабатываются рекомендации по решению выявленной проблематики.
Зачастую в обсуждении данных задействованы специалисты не только из социологической сферы, но и из сфер политики, экономики, педагогики и психологии, а также маркетинга, так как маркетинговые исследования на сегодняшний день стали одним из самых востребованных и популярный видов социологических исследований.