Доверие к результатам социологического исследования
Когда речь заходит о прикладной социологии, то все большее значение приобретают вопросы не только проведения исследования, но и вопросы в использовании полученных данных, а также их качество, достоверность и актуальность.
Чаще для потребителя и заказчика эти критерии имеют немного иное значение – их главная цель заключается в получении конечного, обработанного и проанализированного материала. Для исследователя же есть целый ряд требований, которые он предъявляет не только себе, но и команде, с которой работает (респонденты).
Таким образом, складывается ситуация, в которой для социолога-ученого, который непосредственно соприкасается с объектом исследования, не возникает проблемы с доверием к самому себе. Но для внешнего потребителя и заказчика именно проблема достоверности встает на первое место.
Решение проблемы достоверности исследования
Вопрос о качестве и достоверности данных и исследования в целом, который решается для исследователя путем совершенствования методического инструментария и технологий исследования, для внешнего потребителя решает иначе.
Доверие к результатам исследования можно повышать несколькими способами. Мы выделим два основных: брендинг и верификация (экспертиза) данных.
Брендинг – это ряд технологий, которые обеспечивают априорное (допроектное) доверие к исследованию. На сегодняшний день брендинг является самым распространенным способом подтверждения качества социологической информации.
Для социологической продукции исследователи выделяют 4 основных способа брендинга:
- Повышение известности и упоминаемости в средствах массовой информации;
- Обеспечение профессиональных и клиентских рекомендаций;
- Рейтингование (составление рейтингов компаний на основе социологических исследований, соответственно их упоминание на сайтах и в социальных сетях);
- Сертификация и аудит.
Верификация социологических данных необходима для повышения доверия. Исследователями выделено 6 основных способов верификации:
- Открытость процедуры получения исследовательских данных;
- Сравнение полученных в ходе социологического исследования данных с аналогами;
- Внешняя экспертиза произведенной информации незаинтересованными компетентными исследователями;
- Проверка результатов проведенного исследования иными методами, которые не противоречат целям и задачам исследования;
- Дублирующее исследование, которое может производиться параллельно с основным, при использовании той же самой выборки и методического инструментария;
- Повторное исследование при соблюдении тех же аналогичных условий, а также при сохранении идентичности объекта социологического измерения.
Таким образом, подводя итог, мы можем выделить следующие основные тезисы, которые доказывают, что достоверность социологических исследований крайне важна, и ее можно поддерживать несколькими способами.
Во-первых, на сегодняшний день исследователи сталкиваются с проблемой, которая заключается в невозможности предоставить потребителю (заказчику социологического исследования) данные, которые будут доступно и понятно отражать всю информацию. Таким образом, заказчик может сомневаться не только в актуальности данных, но и в их надежности (достоверности). Таким образом, делаем вывод, что проблема доверия не решена.
Отсюда вытекает второй аспект – достоверность можно поддержать и доказать различными способами, что и повысит уровень доверия у заказчика. Среди самых актуальных способов – брендирование и верификация. Брендирование может производиться четырьмя основными способами, а верификация – шестью.