Анкетирование – это сбор данных с помощью анкетных бланков (опросных листов), которые включают в себя ряд вопросов, организованных определенным образом и адресованных респонденту.
Основные характеристики анкетирования
Анкетирование, как метод сбора информации является целесообразным в случаях, если надо опросить большое количество людей, за не большой срок, во время анкетирования респонденты должны подумать над своими ответами, имея перед глазами предложенные вопросы.
Анкетный опрос имеет жесткий фиксированный порядок, форму и содержание вопросов. Применять анкету в качестве опроса большой по количеству группы респондентов, особенно по вопросам, которые не требуют долгого и глубокого размышления, не оправдано. В таком случае более уместной будет провести беседу с глазу на глаз в форме интервью.
Виды анкетирования
По полноте охвата:
- Сплошное анкетирование – опрос всех представителей группы, к примеру, студентов исторического факультета.
- Выборочное анкетирование – опрос части выборки, самый оптимальный метод получения сведений первичной информации.
По типу контактов.
Очное анкетирование всегда проходит в присутствии интервьюера, очное анкетирование делится на:
- групповое анкетирование, когда в опросе участвует несколько человек, собранных в одном месте и в одно время, такой вид анкетирования является самым распространенным. Во время такого анкетирования обеспечивается стопроцентный возврат анкет;
- индивидуальное анкетирование, в котором принимает участие один респондент.
Заочное анкетирование – во время заполнения анкеты интервьюер не принимает участие, такое анкетирование может осуществляться с помощью электронной или обычной почты, когда анкеты рассылают по адресам, в виде публикации анкетных листов в газетах, в Интернете, на различных сайтах (онлайн-анкетирование) или в форме личного вручения и сбора анкет у участников опроса.
Почтовые опросы до сих пор не потеряли своей актуальности, так как это удобный для респондента метод, отсутствует влияния интервьюера, высокая анонимность. Почтовые опросы также имеют и недостатки: отсутствие контроля за процессом, при таком опросе нет возможности что-то уточнить или пояснить. Вопросы должны быть простыми и понятными, по времени такой опрос длится долгий период.
По содержанию и конструкции вопросов:
- Открытое анкетирование, содержит открытые вопросы, на которые нет предусмотренных ответов, респонденты на такие вопросы отвечают в свободной форме.
- Закрытое анкетирование, в таком анкетировании все варианты ответов заранее предусмотрены.
- Полузакрытое анкетирование – в таком виде опросы присутствуют и закрытые и открытые опросы.
По способу заполнения анкет:
- Прямое анкетирование, когда ответы записывает сам респондент лично.
- Косвенное анкетирование, когда сам анкетер записывает ответы, не всегда участник опроса может сам фиксировать ответы из-за полученный травмы или из-за преклонного возраста.
В век информационных технологий, когда Интернет является доступным и популярным способом сбора информации, онлайн анкетирование становится самым популярным видом анкетирования. Дизайн онлайн анкет может влиять на результаты опроса. К таким факторам дизайна относят качество составленных вопросов, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие анкеты.
Грамотно составленная анкета, может существенно сэкономить время сбора сведений для социального исследования, исследователь должен быть уверен, что респонденты готовы выполнять задачи, которые были поставлены перед ними, в конкретных случаях одного анкетирования может быть не достаточно, поэтому необходимо сочетать его с интервьюированием.
Отвечая письменно, на вопросы анкеты, респонденты меньше стесняются, чувствуют себя более раскованно, поэтому есть вероятность, что отвечать они будут более честно и развернуто, чем во время личной беседы.
Для организации анкетных вопросов существует целый ряд требований, в том числе и правил поведения самого анкетера. Во время анкетирования анкетер не должен допускать каких-либо отступлений от темы и навязывать свое мнение и комментировать ответы на вопросы, также не следует торопить респондента с ответами.
Возможности и ограничения анкетирования:
Достоинства анкетирования:
- анкетирование это эффективный способ получения информации, как объективного, так и субъективного характера;
- использование во время проведения оперативных исследований;
- влияние анкетера минимально, респондент может давать любые варианты ответов;
- возможность обеспечения полной анонимности;
- отсутствие коммуникативных и психологических барьеров между анкетером и респондентом.
Ограничения в анкетировании зависят от его вида. Ограничения могут возникать если нет возможности уточнить ответ или пояснить содержание вопроса, во время почтового анкетирования наблюдается не высокий возврат анкет, бывает, что информация о качественных характеристиках изучаемого объекта или процесса сильно ограничена.
Обычно любая анкета состоит из трех частей:
- Вводная часть в виде обращения к респонденту, где кратко объясняется причина по которой необходимо провести вопрос и почему ответы будут полезны для данного исследования. В водной части содержатся и указания о технике заполнения анкеты, вводная часть не должна быть объемной.
- Основная часть, содержит вопросы,, в самом начале следует размещать самые просты вопросы, не требующие глубокого осмысления, после идут самые важные и сложные вопросы, собственно те, ответы на которые необходимы для исследования. Заключительные вопросы всегда располагаются в конце анкеты, они должны быть простыми, не требующие длинных ответов.
- Паспортичка, сюда обычно включают вопросы, которые раскрывают возраст и пол респондента, его образование, социальное положение. Правильно составить паспортичку не так просто.
Анкетирование является достаточно удобным и дешевым способом опроса, его применяют если необходимо опросить большое количество людей за не большой срок.