Г. Спенсер – это английский исследователь, который являлся продолжателем контовской позитивистской линии внутри социологии и философии, а также был основателем органической школы социологии.
"Основания социологии"
Главный труд Спенсера – «Основания социологии». Он содержал идеи и принципы, которые учитываются и в современном мире.
С точки зрения английского социолога, эволюция являлась универсальным процессом, который одинаково трактует частные и личностные социальные феномены. Спенсера называли сторонником организимического подхода к социальным фактам. Поэтому автор рассматривал общество по аналогии с целостным биологическим организмом.
Во всех работах Спенсера можно отметить явление социального оптимизма, прогресса, движения к процветанию и счастью.
Плодотворной признают догадку Спенсера о том, что процесс развития любой совокупности и единицы сопровождается дифференциацией их структур и функций. Другими словами, высокоразвитый организм всегда отличается морфологической сложностью.
Общества с простой структурой, однородными составными частями часто взаимозаменяются. Сложные общества зависимы от собственных частей, неправильная работа одной не может быть компенсирована работой другой.
В связи с этим сложные общества имеют более высокую степень уязвимости, чем их менее сложные аналоги. В сложных обществах существенно возрастает взаимосвязь элементов, что формирует необходимость создания координирующей и регулирующей деятельность системы.
Степень строгости и масштабы внутреннего управления стали для Спенсера ключевыми признаками развития между разнообразными типами обществ. Например, он выделял «воинствующие» общества, которые регулируются путем принуждения и «индустриальные» общества, в которых контроль и централизация существенно слабее.
Структурный функционализм
С течением времени концепция «однолинейной» эволюции Г. Спенсера была модифицирована в теорию «многолинейной» эволюции, которая предполагала также возможность деградации. Социологическая теория Спенсера стала предшественницей структурного функционализма.
Структурный функционализм – это подход в методологии социологии и социокультурной антропологии, состоящий в трактовке общества как социальной системы, имеющей свою структуру и механизмы взаимодействия структурных элементов, каждый из которых выполняет собственную функцию.
Спенсер впервые применил в социологии следующие понятия:
- структуры и функции;
- института и системы.
Изменения в структуре, по мнению автора, не могут проходить без смены функций. Увеличение размеров социальных единиц неизбежно пробуждает прогрессирующую дифференцировку социальной активности, а также естественное разделение труда.
Подобно Ч. Дарвину Спенсер выдвинул идею естественного отбора наиболее приспособленных личностей. Автор говорил о том, что увеличение населения стимулирует социальную активность людей. Поэтому часто требуется все большая степень изобретательности, которая позволяет выживать.
Вымирают менее развитие группы и индивиды, поэтому уровень их интеллекта и развития должен постепенно возрастать. Выживут только те, кто превосходит других в интеллектуальном отношении. Но такой прогрессивный механизм может быть нарушен при допущении государственного вмешательства.
Следует отметить тот факт, что Спенсер внес весомый вклад в социологию знания. Много внимания он отвел проблематике объективности социального исследования, освобождения его от предвзятости: исторической и классовой.
Основные принципы функционального подхода по Спенсеру заключаются в следующем:
- сторонники системного подхода рассматривали общество как единый и целостный организм, который состоит из экономической, политической, религиозной, военной и пр.;
- каждая часть общества может существовать только в рамках целостности, где она выполняет конкретные определенные функции;
- функция части общества может означать удовлетворение какой – либо потребности. Все в комплексе они направлены на поддержание устойчивости и воспроизводств человеческого рода;
- каждая из частей общества выполняет присущую ей функцию, чем больше функции отличаются друг от друга, тем труднее ей ее выполнять.
Социальный контроль в теории Спенсера
Спенсер придавал большое значение социальному контролю.
Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и социума с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
Автор говорил о том, что социальный контроль держится на «страхе перед живыми» и «страхе перед мертвыми». «Страх перед живыми» формируется государством, а «страх перед мертвыми» создается церковью.
Спенсер рассматривал революционный и эволюционный процессы как противоположные типы изменений объектов материальных и идеальных форм, которые находятся в обществе. Исследуя происхождение всех живых тел, а таковым Г. Спенсер считал и общество, он поставил перед собой задачу осуществить как можно больше эмпирических обобщений для доказательства эволюционной гипотезы.
Автор говорил о том, что социология изучает форму надорганической эволюции, которая формируется «человеческими обществами», их строением и ростом. С его точки зрения социальные явления в большей степени обусловлены свойствами, входящих в общество единиц, а не глобальными условиями жизни общества.
Биографы Спенсера подчеркивают, что взглядами Спенсера свойственен индивидуалистический подход к пониманию общества и социальной эволюции, а также всех социальных процессов.
Социальная эволюция – это сфера знаний, которая исследует особенности поведения людей при влиянии на них контрагентов. Социальная эволюция открывает границы познания механизмов развития личности в обществе.
Совместная жизнь людей представляется при этом как необходимое условие для развития индивидуума. Социальное существование способствует прогрессу, глобальному и индивидуальному.