Представления о российском предпринимателе
В России развитие предпринимательства осложнено специфическими проблемами. К их числу относятся и негативное влияние внешних условий, и субъективный фактор, представленный внутренней неготовностью россиян к тому, чтобы открывать собственный бизнес и развивать его в соответствии с требованиями современности.
Для решения этих проблем необходимы благоприятные:
- внешние условия – законодательство РФ, административная поддержка со стороны государства, финансовое обеспечение, благодаря которому многие предприниматели-новички решатся на то, чтобы открыть свое дело;
- субъективные условия, которые выражаются в наличии оригинальной идеи и воле, энергии и самостоятельного мышления, ответственности и стремления к тому, чтобы обучаться предпринимательским навыкам.
Сегодня предпринимательство переходит на новую стадию своего развития. это обусловлено не только активно развивающимися технологиями, но и серьезной, периодически обостряющейся ситуацией, связанной с распространением коронавирусной инфекции. Предпринимательство, особенно малый бизнес, пострадал от ограничений больше всего. В сложившихся условиях предприниматели должны брать ситуацию под личный контроль и адаптироваться к регулярно меняющимся условиям и ограничениям. В целом, ситуацию с российским предпринимательством можно оценивать с двух точек зрения:
- постоянно мониторить текущую ситуация и понимать, как обстоят дела с предпринимательством на данный момент;
- анализировать и прогнозировать ситуацию, чтобы понимать, что можно ожидать завтра или в более долгосрочной перспективе.
Оценки выстраиваются в основном на эмоциональном уровне, а аналитические выводы разделяются также в зависимости от того, какую точку зрения выбирает исследователь. В первом случае выводы неутешительны. Российское предпринимательство сейчас скорее только зарождается и развивается, и любые дестабилизирующие ситуации и кризисы негативно сказываются на нем и никак его не развивают. С учетом нынешних обстоятельств перспективы на будущее описываются в очень сдержанных и даже критических тонах. Во втором случае придется учесть, что российское предпринимательство только-только вышло из колыбели, что его нынешнее состояние ни о чем не говорит, что скрытые резервы предпринимательства мало изучены, и что с учетом прогрессирующей динамики любого роста (и соответствующей государственной политики) мы вправе ожидать в ближайшее десятилетие предпринимательской революции.
Среди предпринимателей сегодня много молодых людей. Это стартаперы и те, кто последовал примеру своих более успешных сверстников и принял решение открыть собственный бизнес. Еще один фактор, объясняющий такую тенденцию – нежелание работать на кого-то, а стремление работать на самого себя. Молодые люди весьма критично высказываются в отношении потенциальной зависимости от работодателя. Их больше не привлекает возможность работать на кого-то, и это подталкивает их на то, чтобы открыть свое собственное дело. Некоторые вполне успешно продвигаются по карьерной лестнице, но есть и те, у кого из-за недостатка опыта возникают серьезные проблемы.
В целом, российское предпринимательство сегодня – это площадка и для молодых стартаперов, и для более опытных бизнесменов. Возможности открыть свое дело зависят не от опыта и знаний, а скорее от желания не быть под гнетом обстоятельств и стать самостоятельным и самодостаточным предпринимателем-инноватором. К сожалению, множество негативных обстоятельств не дают молодым предпринимателям продвигаться вверх, из-за чего они испытывают массу трудностей, а бизнес их не складывается.
Ценности российского предпринимателя
Малый бизнес в России развивается только в определенных центрах. В первую очередь решающим фактором становится наличие уже сложившихся благоприятных стартовых условий. Но в России в целом предпринимательство и малый бизнес приживается крайне плохо. Регионы очень дифференцированы, а перед исследователя встает еще одна задача – создание единой оценки государственной поддержки малого предпринимательства.
С социально-демографической точки зрения мужчины составляют подавляющую часть предпринимателей в России. По уровню образования и накопленным знаниям в данном случае лидируют женщины. Но опять же, опираясь на данные статистики можно утверждать, что женщин-предпринимателей в России намного меньше, чем мужчин. Они считаются менее стрессоустойчивыми и менее приспособленными к ведению своего бизнеса. Очень сильно влияют и социальные установки, стереотипное мышление в отношении женщин. Поэтому мужчины чаще лидируют не потому, что они профессиональнее и опытнее, а скорее из-за того, что просто они мужчины.
Количественные различия в накопленном личном имуществе не столь бросаются в глаза, но они есть. А по отдельным «знаковым» признакам (например, наличие автомобиля) уровень благосостояния предпринимателей намного превышает средний уровень. Предприниматели достаточно активно делают сбережения, хотя формы сбережений не отличаются разнообразием. Фактически в их руках сосредоточена основная масса валютных сбережений. Высокий уровень благосостояния предпринимателей выражается в покупке предметов длительного использования (автомобили, недвижимость, предметы роскоши), а еще в пользовании платными услугами – как правило, предприниматели – это занятые люди, которые не имеют времени на обыденные дела в виде уборки, самостоятельного похода по магазинам, готовки. Поэтому они пользуются платными услугами – клинингом, доставщиками, личными водителями.
Предприниматели сегодня являются самыми настоящими трудоголиками. В среднем их рабочий день может достигать 15часов. Предприниматели работают тогда, когда все остальные спят, они много путешествуют и планируют. Причем их путешествия не всегда связаны с отдыхом – это могут быть деловые заграничные поездки с целью поиска новых клиентов и партнеров. Поэтому предпринимательство – это большой труд, на который способен далеко не каждый. Российские предприниматели, которые весьма успешны, предпочитают менять место жительства и уезжать из России.