Понятие социального мониторинга
Социальный мониторинг – это исследование показателей, отражающих состояние, тенденции и проблемы социальных явлений и процессов.
В мониторинговых исследованиях методом повторных замеров накапливается и анализируется информация по выделенным показателям в динамике, при этом используется сравнение с базовыми или нормативными характеристиками, позволяющее выявить тенденции происходящих социальных изменений.
Субъект социального мониторинга
Субъектами социального мониторинга являются авторитетные специалисты, которые способны судить о внутренних механизмах социального воспроизводства населения, приоритетах развития потенциала социальной сферы и о состоянии объектов мониторинга.
Наиболее популярными субъектами в области социального мониторинга выступают такие исследователи, как маркетолог и социолог.
Маркетолог – это профессия, которая требует широкого кругозора и обширных знаний в таких областях, как экономика, психология, социология и менеджмент.
В обязанности маркетолога как субъекта социального мониторинга входят:
- Анализ рынка – контроль за изменениями тенденций в рыночной сфере;
- Работа с клиентами – анализ предпочтений клиентов. Важно выяснить, что на сегодняшний день наиболее востребовано в той или иной социальной сфере, и как сделать так, чтобы необходимые блага и услуги были доступны человеку;
- Анализ конкурентной среды – внимание на ценовую политику, сильные и слабые стороны, детали и дополнительные услуги.
- Все это можно изучать при помощи блогов, пресс-релизов, отзывов клиентов, официальных новостей на веб-сайтах.
- Поиск интересных предложений, а также прогноз на определенный срок и предложения по успешному развитию.
Социолог – профессионал, занимающийся изучением общественного мнения, качества функционирования общественных институтов, настроений и актуальных трендов.
К основным функциям социолога как субъекта социального мониторинга относятся:
- Участие в подготовке предложений по развитию воспитательной деятельности, а также оценке эффективности этой деятельности;
- Участие в разработке мероприятий по улучшению воспитательной работы со студентами;
- Выявление проблем, причин, объективных условий проблем на основе современных знаний в области социологии, а также выработка стратегических направлений решения проблем;
- Разработка инструментария и проведение качественных и количественных исследований в различных областях общественной жизни.
Объект социального мониторинга
Объект социального мониторинга варьируется в зависимости от той сферы, в которой он проводится.
Биоэкологический мониторинг – исследует приземные слои атмосферы, грунтовые и поверхностные воды, почвы, промышленные и бытовые стоки, газовые выбросы, радиоактивные излучения и отходы.
Экологический мониторинг может быть нескольких видов:
- Глобальный мониторинг – общемировые процессы и явления в биосфере;
- Региональный мониторинг – процессы и явления отдельных регионов, отличающиеся по природному характеру или по антропогенному воздействию от биологических процессов;
- Импактный мониторинг – особо опасные зоны и территории;
- Базовый мониторинг – состояние природной системы.
Педагогический социальный мониторинг – основным объектом выступает обучающий процесс. В зависимости от поднятой проблематики объектами могут выступать родители обучающихся, сами обучающиеся (школьники, абитуриенты или студенты), а также профессорско-преподавательский состав.
Социальный мониторинг СМИ – объектов выступают печатные периодические издания, в частности - газеты и журналы, а также телевизионные передачи, радиопередачи, интернет-источники.