Этапы анализа социального мониторинга
После проведения социального мониторинга по определенной проблеме проводится его тщательный анализ. Чаще всего это довольно длительный и очень детальный процесс, поэтому организовывают его в несколько основных этапов.
-
Первый этап. Во-первых, определяется число участников мониторинга, на которых направлено данное исследование. Чаще всего, в социальном мониторинге принимают участие представители, которые отличаются по следующим критериям:
- Пол;
- Возраст;
- Семейное положение;
- Уровень образования;
- Профессиональная сфера деятельности.
Замечание 1То, каким набором данных будет обладать респондент, зависит от заказчика и от целей мониторинга. Если исследование направлено на сферу образования, то в нем могут принимать участие только школьники или только студенты, а также только преподавательский состав с определенной ученой степенью.
-
Второй этап: здесь важным является анализ отношения участника мониторинга к той или иной сфере, которая затрагивается в ходе исследования. Опять же, набор вопросов и сфера исследования зависит от заказчика. Вопросы чаще делятся на следующие категории: удовлетворенность уровнем предоставления услуги, ее качеством, материально-техническим оснащением и работой сотрудников.
-
На третьем этапе мониторинга анализируются полученные данные. Здесь выделяются основные проблемы, а также перспективы их разрешения. Результаты в обобщенном виде предоставляются заказчику.
Если мониторинг проводится при помощи метода кейс-стади, то анализ проводится следующим образом:
- Описание характера рассматриваемой организации и ее конкурентной среды. Анализ бизнес-среды, которая имеет значение исключительно для кейс-стади;
- Анализ структуры управления рассматриваемого объекта или услуги;
- Определение ключевых проблем кейс-стади (чаще всего несколько факторов, но один из них все равно остается ведущим);
- Выделение позитивных и негативных факторов развития, определение путей решения или обхода негативных процессов.
Принципы мониторинга
Любой мониторинг призван следовать основным принципам, которые чаще всего являются предписанными и едиными для любого исследования.
- Мониторинг, в первую очередь – это объективность, достоверность и полнота информации, представленной в структурированном виде, где содержится подробная информация о каждом элементе исследуемой проблемы;
- Необходимо следовать реалистичным запросам заказчика, кем бы он ни был (структуры государственной власти, бизнес-структура). Нормы и показатели обязательно должны носить как социальную значимость (то есть, для всего глобального общества в целом), так и для отдельного индивида;
- Открытость, прозрачность процедуры оценки качества оказания услуги;
- Оптимальность использования имеющихся источников первичных данных для определения качества и эффективности изучаемого товара или услуги;
- Минимизация системы показателей с учетом потребностей разного уровня заказчика, а также их инструментальность и технологичность. Этот принцип соблюдается при учете существующих возможностей сбора данных, методик измерений, анализа и интерпретации данных, а также подготовленности потребителей к их адекватному восприятию и дальнейшему использованию;
- Сопоставимость системы показателей с федеральными и международными аналогами;
- Доступность информации о состоянии услуги или продукта для разных групп потребителей;
- Соблюдение моральных и этических норм при проведении процедуры оценки качества товара или услуги.