Понятие «социальная организация» в социологическом дискурсе
Впервые в рамках социологической науки определение понятию «социальная организация» дал Н. Смелзер. Он интерпретировал ее в качестве обширной социальной группы, которая сформирована людьми для достижения общих целей. Но на этом значения организации не ограничиваются. Ее следует рассматривать также с трех основных позиций:
- Социальная организация как особый элемент, присутствующий в социальной структуре общества;
- Социальная организация, которая является видом деятельности какой-либо группы;
- Социальная организация – это степень внутренней упорядоченности элементов системы, что организует также их согласованность и совместное функционирование для достижения конкретно поставленных целей.
Организация в социологии сегодня – это не только объект исследований, но также и ее субъект.
Исследователи предполагают, что любая социальная организация обладает рядом особых признаков, которые сводятся к следующему перечислению: целевая природа социальной организации (нацеленность на получение конкретного результата), распределение членов организации в соответствии с ролями и статусами (зависит от уровня их образования, квалификации, мотивированности к совершению той или иной деятельности, нацеленности на результат и самосовершенствование), разделение труда и специализация функций (предполагает, что каждый работник будет выполнять ровно тот объем работы, которые соответствует уровню его умений и знаний), построение по иерархическому принципу – в организации присутствуют и руководящие структуры, и подчиненные.
Следует отметить, что социологи изучают достаточно сложную систему управления, которой располагает социальная организация. В нее входят следующие, наиболее значимые характеристики:
- Стратегия управления организацией, поиск наиболее значимых и эффективный путей для постановки конкретных задач и из достижения в команде;
- Деятельность по руководству персоналом организации – контроль за трудовым процессом, объективная оценка профессиональный качеств работника, привлечение технологий для улучшения качества рабочего процесса и усиления эффективности работы трудящегося;
- Получение, отбор и последующее распределение социально значимой информации, которая также необходима для организации деловой деятельности;
- Рациональное распределение ресурсов организации, контроль за возможными утечками и их предотвращение;
- Проведение кадровой политики и умение грамотно вести деловые переговоры с коллегами и представителями других организаций;
- Распространение рекламы, внедрение принципов инновационного управления, планирование и проектирование работы в рамках организации, а также на каждом этапе ее развития.
Виды социальных организаций в социологии
На сегодняшний день исследователями принято выделять два основных вида социальных организаций (с точки зрения социологической науки) – формальные и неформальные организации.
По сути, друг от друга их отличает степень формализации отношений, связей и взаимодействий внутри организации. но практика показывает, что современные организации могут совмещать в себе как формальный, так и неформальный аспекты.
Формальный аспект представляет из себя то, что в учреждении существует организованность, причем в виде очень устойчивой формы. Также предусмотрены жесткие иерархические установки и рамки, отношения не должны выходить за пределы деловых, поскольку в такой организации главная цель – достичь успехов в совместной работе, а не заводить межличностные отношения.
Основой формализации является функциональное разделение труда – каждый сотрудник обязан исполнять свои обязанности, которые заранее оговариваются в рамках трудового договора. К тому же, в соответствии с системой разделения труда складываются и фиксируются на формальном уровне различия статусов, которыми могут обладать члены организации. статусы упорядочиваются в иерархическом порядке, от высших должностей к низшим. Несмотря на то, что перед высокопоставленными сотрудниками открываются новые возможности, они также наделяются более высокими, ответственными полномочиями.
Неформальный аспект социальной организации проявляется в наличии в рамках организации так называемого «фона». Он означает, что в учреждении присутствует особая морально-психологическая атмосфера, развиты межличностные отношения. К тому же, от каждой подструктуры могут выделяться свои неявные, неформальные лидеры, которые обладают качествами, наиболее значимыми для участников организации. неформальный аспект очень хорошо прослеживается на фоне антипатий и симпатий, которые испытывают друг к другу участники объединения.
Безусловно, с развитием технологий, с появлением совершенно новых форм сотрудничества начали совершенствоваться и возможности в организации работы в социальной сфере. Теперь, в большей степени, социологи подчеркивают тот факт, что социальные организации необходимы для регулирования отношений между людьми на неформальном уровне, а также для того, чтобы обеспечиваться возможности полноценной жизнедеятельности различных членов организации. это значит, что социальная организация представляет собой особый комплекс, в который входят участники социальной работы (клиенты и специалисты), а также механизмы для регулирования социальных процессов и жизнедеятельности тех групп населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Сегодня рассматривается функционирование социальных организаций в отношении таких лиц, как пенсионеры, инвалиды, лица без определенного места жительства, многодетные семьи, отцы или матери-одиночки, беспризорники и сироты, лица, страдающие расстройствами психики. К этой же группе следует отнести наркоманов и алкоголиков, а также людей, которые только вышли из мест лишения свободы и нуждаются во вторичной адаптации к окружающим условиям.