Нормативизм в международных отношениях
Нормативизм является правом в «чистом виде» и представляет собой правовую систему воззрений, основоположником которой был австрийский юрист Ганс Кельзен.
Он считал, что право не должно рассматривать социальные предпосылки или заниматься поиском нравственных обоснований для правовых установлений.
По его мнению, право – это система норм, осуществляемых в принудительном порядке, и применял это определение, когда необходимо было дифференцировать право от морали или религии.
Право существовало уже в первобытнообщинном строе, поэтому оно намного старше государства. Правовое сообщество через какой-то период времени трансформируется в государство и функции принуждения обеспечиваются за счет специально созданных органов власти.
Понятие права, считал Кельзен, относится и к процессу реализации этих норм, а не только к общеобязательным нормам, а применение права, есть также и создание права.
На наличие различий в предписаниях международного права указывали нормативисты. В их концепции главная мысль заключалась в том, что конституции государств должны быть приведены в соответствие с действующими демократическими принципами международного права.
Нормативная система является жизненно необходимой для борьбы с хаосом и анархией, при всем притом, что проявления хаоса изначально свойственны в какой-то степени международным отношениям.
Надо сказать, что все национальные интересы тех или иных государств невозможно учесть, поэтому важно нормативно определить, чтобы любое применение силы было под строгим контролем.
Нормы международного права не допускают накала той или иной ситуации до критической отметки, при которой столкновение становится неизбежным.
Все государства должны быть равноправными, что и предполагает нормативная система международных отношений, но равноправие и равенство понятия разные.
Количество бедных и богатых людей на планете определяется разным количеством ресурсов. К сожалению, сегодня такого закона, который бы приняли все страны, пока не существует.
Для того чтобы упорядочить и отрегулировать международные отношения и существует этот основной инструмент, который называется международная система норм.
Нормативное регулирование международных отношений учитывает моральные, политические, религиозные, групповые, правовые социальные нормы.
Международные правовые нормы сформировались позднее остальных видов норм.
По мнению ряда ученых в наше время существует глобальная система норм, в основе которой лежат принципы и цели, записанные в Уставе ООН.
Являясь подсистемами правовые, политические, моральные международные нормы выполняют свои функции и взаимно дополняют друг друга.
Международное право в системе социальных норм занимает ведущее место и является регулятором международных отношений.
Главная задача международного права заключается в поддержании международного правопорядка, обеспечении равноправного сотрудничества стран и народов при решении сложных международных проблем.
Международные нормы и система социальной защиты
Социальная политика, её характер и содержание зависят от того, в какой степени в управление социальными процессами вмешивается государство.
Исходя из этого, все типы государственной социальной политики разделены на две группы:
- Первая группа условно называется остаточной, это значит, что социальная политика выполняет функции, которые рынок не в состоянии осуществить. Это пассивная социальная политика, ограниченная по своим масштабам. Она носит компенсационный характер. Представителем этого варианта является американская модель;
- Вторая группа получила название институциональная. Данная политика уже более конструктивная и играет очень важную роль в обеспечении населения социальными услугами. Типичным представителем этой политики тоже условно, является шведский вариант социального государства.
Между собой обе группы различаются соотношением компонентов и степенью вмешательства государства в социальную сферу.
Если сравнивать типологию и практику, то, естественно, практика всегда будет разнообразнее.
Социальная политика Бельгии, например, где уровень социальных расходов государства очень высок, преимущественно пассивная, компенсационная.
Если, в качестве примера брать Скандинавские, в основном социал-демократические страны, то, надо сказать, что их социальная сфера далеко не свободна от либеральных элементов.
Социально рыночная экономика европейских стран развивалась под влиянием как либеральных, так и социал-демократических импульсов.
Социальная практика государств с развитой рыночной экономикой, позволяет сделать следующие выводы:
- социальная поддержка населения, касающаяся, прежде всего бесплатного или льготного предоставления социально значимых услуг и благ, не является прямой функцией уровня экономического развития, хотя от него и зависит;
- между уровнем социальных индикаторов развития нации и масштабами перераспределительной деятельности государства, существует прямая зависимость, например, расчеты индекса развития человеческого потенциала;
- перед обществом всегда стоит выбор – или рост личных доходов или повышение на льготных условиях уровня удовлетворения значимых потребностей всего общества.
Государственная политика в социальной сфере по степени вмешательства в неё государства претерпевает циклические изменения. Связаны они не только с экономическими возможностями общества, но и с реакцией массового избирателя на изменения в политике, которые, прежде всего, затрагивают их интересы.
Немецкая модель социального государства
Модель социально-экономического развития Германии в XX веке признана одной из лучших.
Опыт Германии во второй половине XX века восприняла Япония, которая занимает лидирующие позиции в мире по среднедушевым расходам, объему экспорта и социальным расходам.
Японское «экономическое чудо» соединило высокие темпы развития экономики и значительные социальные гарантии.
После войны в социальной политике Германии происходили изменения, но приверженность принципам Людвига Эрхарда сохранялась.
В социальной сфере государство видело свою задачу в том, чтобы обеспечить условия деятельности индивидов, способных создавать блага и заботиться о себе самим.
В основу государственной политики страны был положен этот принцип, создавший условия для роста экономики. Данный период характеризуется стабильностью макроэкономических показателей и созданием условий для конкуренции.
Государство, по мнению Эрхарда, должно оказывать социальную помощь в соответствии с моральными установками общества и, если это действительно касается нуждающихся людей.
После Эрхарда внутренняя политика страны стала использовать методы экономического стимулирования. Социальные расходы с этого времени в абсолютных показателях уже не уменьшались, а государство взяло на себя роль распределителя национального дохода.
Неприкосновенными были объявлены социальные привилегии рабочих и вне зависимости от экономической конъюнктуры набор социальных услуг постоянно рос.
Социальное равноправие, но не социальное равенство – главный ориентир социального рыночного хозяйства.
Доля социальных услуг в совокупном общественном продукте в современной Германии составляет более 30%, третья часть которых приходится на пенсионное страхование, 20% – страхование на случай болезни.
Государство, оказывая эти услуги, стремится выполнить положение Основного закона, который гласит, что Германия является демократическим и социальным государством.
Но, высокие стандарты социальной помощи, ещё не говорят о том, что всё так гладко. Модель социального развития имеет большие проблемы, показывает свою неэффективность и не справляется с вызовом времени.